Образовательная деятельность педагогических и научно-педагогических работников по организации инклюзивного образования (пространства) лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью в профессиональных образовательных организациях
Инклюзивное образование в процессе своего внедрения сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды (наличие пандусов, одноэтажный дизайн школ, введение в штаты сурдопереводчиков, переоборудование мест общего пользования), но и с социальными трудностями, распространенными стереотипами и предрассудками, определяющими готовность или отказ педагогов принимать интеграцию.
Очевидно, что с учетом новых реалий существенно расширяются и повышаются требования к профессиональным компетенциям педагогических работников образовательных организаций высшего образования. Важным становится не только глубокое понимание сущности инклюзивного образования, потенциальных возможностей и способностей молодежи из числа лиц с ОВЗ, но и системный психолого-педагогический анализ их особых образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социума в целом.
Цель курса:
обучить педагогических и научно-педагогических работников, работающих в образовательных организациях высшего образования, основам реализации инклюзивного образования Для достижения данной цели перед слушателями курса ставятся следующие учебные
Задачи курса:
- познакомить тьюторов-консультантов с новыми подходами в области организации инклюзивного образованиях лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью;
- изучить нормативно-правовую основу организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью в профессиональных образовательных организациях;
- получить знания методологических основ в области специальной психологии, современных проблем и организации специального и инклюзивного образования, особенностей рече-коммуникативной деятельности лиц с ОВЗ, социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
- сформировать навыки эффективного общения с лицами с ОВЗ и (или) инвалидностью;
- сформировать компетенции, необходимые для реализации адаптированных образовательных программ;
- сформировать готовность к написанию собственных авторских программ для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью в профессиональных образовательных организациях;
- расширить представления о технологиях организации инклюзивного образованиях лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью.
Методологическая основа программы:
В основе обучения лежит компетентностный подход. Программа построена на следующих принципах:
- чёткая целевая направленность;
- адресность содержания; актуальность и научная достоверность материала;
- рефлексивно-деятельностный подход к построению образовательного процесса;
- возможность учёта индивидуализации образовательных маршрутов слушателей;
- возможность диагностики обученности слушателей;
- использование дистанционных технологий.
Требования к обучающемуся
- наличие высшего образования;
- опыт работы в профессиональных образовательных организациях;
- знание ФГОС ВО;
- навыки работы в команде;
- готовность выступать тьютором-консультантом.
Программа рассчитана на педагогических и научно-педагогических работников профессиональных образовательных организаций.
Учебный план
Разделы
Профильные дисциплины. Предметная деятельность.