Раздел 1: Социально-педагогические системы
Понятие управления и педагогического менеджмента. Образовательное учреждение как педагогическая система и объект научного управления
Понятие системы, их виды и свойства: целостность, совместимость, адаптивность, способность к саморазвитию, эволюция. Сущность социально-педагогических систем. Системный подход к управлению образовательными системами. Понятие управления как функции организованных систем различной природы и как деятельности субъектов по достижению целей. Кибернетический, человекоцентристский и синергетический подходы к управлению социальными системами. Управление как процесс циркуляции и преобразования информации, обеспечение оптимальных коммуникаций и каналов связей в функционирующей системе. Управление как координация совместных действий членов организации и как процесс принятия решений. Педагогический менеджмент как деятельностная и суммативная система. Структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы педагогического менеджмента: цель деятельности, субъект деятельности, объект деятельности (он же второй субъект) - исполнитель распоряжений руководителя, содержание деятельности, способы деятельности. Показатели эффективности управления в образовании. Образовательное учреждение как открытая социально-педагогическая система. Состав внешней среды образовательного учреждения. Влияние социального климата в обществе, экономических, политических, правовых, экологических, демографических, культурных, духовно-идеологических, институциональных факторов. Образовательное сообщество и основы его жизнедеятельности. Основные подсистемы и процессы в образовательном учреждении. Политика, философия, миссия образовательного учреждения.
Раздел 2: Государственно-общественный характер управления образованием
Принципы и методы управления образовательными системами
Государственно-общественный характер управления образованием – принцип государственной политики в области образования. Взаимодействие государства и образования. Признаки государственного и общественного управления. Социальное партнёрство как активный тип взаимодействия с социумом. Общественно-активные школы. Органы общественного самоуправления: управляющие и попечительские советы образовательных учреждений. Структура системы государственно-общественного управления образованием в РФ (федеральный, региональный и местный уровни, уровень отдельного учреждения). Регулирование полномочий управляющих органов на различных уровнях, распределение компетенции между центральными, региональными и местными органами. Семья как специфическая педагогическая система. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся. Общие принципы управления образовательными системами: демократизации и гуманизации, системности и целостности, рационального сочетания централизации и децентрализации, единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноты информации в управлении. Методы управления образовательными системами: экономические, административные, социально-психологические и их специфика.
Раздел 3: Основные функции управления образовательными системами: педагогический анализ, планирование, контроль
Понятие функции управления и функционального подхода в теории социального управления и в менеджменте. Основные функции управления образовательными системами: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, мотивация, регулирование и их место в целостном управленческом цикле. Дерево целей. Требования конкретности и диагностируемости целей управления. Назначение педагогического анализа и его задачи как функции управления образовательными системами. Виды педагогического анализа: параметрический, тематический, итоговый. Объекты педагогического анализа. Урок как основная организационная форма образовательного процесса и объект педагогического анализа. Виды анализа уроков: краткий, аспектный, развернутый, системный и др. Педагогический анализ воспитательных мероприятий. Подготовка руководителя к анализу уроков и внеклассных мероприятий. Виды планов работы: перспективный, годовой, текущий. Основные требования к ним: целенаправленности, перспективности, комплексности, объективности. Структура перспективного плана работы. Программы развития образовательного учреждения как разновидность перспективного плана. Содержание годового плана работы и технология его разработки. Назначение и задачи контроля в управленческом цикле ОУ. Требования к контролю и условия его эффективности. Виды и формы контроля по признаку исполнителя, по характеру объектов контроля, по признаку логической последовательности, по используемым методам. Объекты контроля: качество преподавания, качество ЗУНов, организация и результативность внеурочной воспитательной работы, состояние методической работы, состояние документации, соблюдение ТБ и других условий безопасности образовательного процесса. Функции директора и его заместителей в организации эффективного контроля. Особенности контроля в условиях функционирующего и развивающегося ОУ. Контроль в условиях инноваций и эксперимента.
Раздел 4: Методическая работа в образовательном учреждении. Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров. Управленческая культура
Сущность и задачи методической работы в ОУ. Основные компоненты методической работы: информационно-аналитический, диагностика профессиональной деятельности, научно-теоретическая и психолого-педагогическая подготовка, наставничество, педагогическое самообразование. Основные формы методической работы: методические советы, предметные методические объединения учителей, творческие группы и др. Методическое обеспечение инновационной работы в образовательном учреждении. Формы повышения квалификации и переподготовки. Исследовательский подход к повышению квалификации учителей в школе. Программно-целевое планирование повышения квалификации работников школы, осуществляемое на основе личных творческих планов. Сущность аттестации педагогических кадров. Порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования. Порядок проведения аттестации в регионе. Требования к квалификации педагогических работников при присвоении им квалификационных категорий. Сущность, структура и компоненты управленческой культуры. Личностная и гуманитарная культура руководителя образовательного учреждения. Имидж, авторитет, интеллигентность руководителя. Лидерство. Стиль делового общения.
Раздел 5: Законодательство, регулирующее отношения в области образования
Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской федерации. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Основные законодательные акты в области образования. Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования. Структура и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации. Анализ противоречий и пробелов в действующем образовательном законодательстве. Правовое закрепление общего статуса образования и его составляющих, их соотношение между собой. Перспективы развития законодательства в области образования.Становление образовательного права. Предмет, источники и структура образовательного права. Международные правовые акты как источники образовательного права. Правовые основы создания информационно-аналитического обеспечения системы образования. Формирование информационных источников. Распространение информации и её использование органами управления образованием различного уровня.Основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».Права ребенка и формы их правовой защиты. Оказание практической правовой помощи в области социальной защиты, осуществление сотрудничества с органами правопорядка и органами социальной защиты населения. Формы работы с родителями.
Раздел 6: Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус образовательных учреждений
Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности. Учредительные документы, регистрация образовательных учреждений. Автономия образовательных учреждений. Права и обязанности, ответственность образовательных учреждений. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом.
Раздел 7: Образовательные отношения в системе непрерывного образования. Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности
Нормативно–правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования в семье. Правовое регулирование отношений, связанных с образованием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.Понятие непрерывного образования. Формы получения непрерывного образования. Особенности реализации общеобразовательных программ дополнительного образования.Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.
Раздел 8: Соотношение российского и зарубежного законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации
Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования. Формирование европейского образовательного пространства. Основные правовые акты международного образовательного законодательства: Документы ООН (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.). Документы ЮНЕСКО (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования).Нормативно–правовые акты систем образования стран СНГ. Проблемы соотнесения образовательных систем стран СНГ и Российской образовательной системы. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации в мировую образовательную систему. Нормативно-правовая поддержка вхождения Российской Федерации в Болонский процесс. Обновление нормативно-правового, научного и учебно-методического обеспечения педагогического образования. Создание механизмов эффективно и динамично функционирующей системы педагогического образования. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов. Модернизация педагогического образования как основа совершенствования системы общего образования с учетом новых социальных требований к образовательной системе. Обновление структуры и содержания общего образования, использование эффективных методов воспитания и обучения.