Менеджмент в сфере образования

Основной задачей курса профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере образования» является подготовка менеджера в сфере образования. Слушатели освоятся принципы управления образовательной организацией, узнают, как грамотно распределять ресурсы и внебюджетные средства, научатся нормам делового общения и грамотной презентации учебного учреждения. На лекциях и практических занятиях будут рассмотрены правила формирования педагогического коллектива, стандарты качества образования, методы внедрения инноваций и научно-исследовательских проектов.

Программа даст ответы на вопросы: Как грамотно представлять интересы образовательной организации? Какие маркетинговые мероприятия выгодно проводить в образовательной сфере? Как управлять стратегическим развитием учебного учреждения? Как руководить педагогическим коллективом? Каким образом лучше наладить делопроизводство в образовательном учреждении? Какие информационные технологии нужны учебным организациям? Как эффективно управлять проектами и инновациями в образовательных организациях?

Форма освоения программы:

Очно или заочно с применением дистанционных образовательных технологий

Срок освоения программы:

504 академических часа (3,5 месяца)

Присваиваемая квалификация:

По итогам обучения по программе выдается диплом установленного образца о профессиональной переподготовке, подтверждающий присвоение квалификации «Менеджер образования» и дающий право на ведение профессиональной деятельности в сфере управления в образовании.
Диплом о профпереподготовке
Приложение к диплому

Стоимость обучения:

  • Очная форма (группа) — 25 000 рублей.
    Очная форма (индивидуально) — 60 000 рублей.
    Заочная форма (с применением дистанционных технологий) — 15 000 рублей.

Требования к слушателям:

Высшее образование или лица, получающие высшее образование

Во время обучения Вы узнаете:

Образовательное право — 54 ак.ч

Раздел 1. Общая характеристика образовательного права
Понятие, предмет и метод образовательного права. Право на образование. Порядок возникновения, изменения и прекращения педагогических правоотношений. Договор об образовании. Правовые аспекты государственной политики в области образования. Система источников образовательного права. Закон «Об образовании», как основной источник образовательного права.

Раздел 2. Система образования в Российской Федерации

Понятие системы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты. Образовательные программы, формы освоения образовательных программ. Современная структура высших государственных органов управления образованием в Российской Федерации. Компетенция Российской Федерации в области образования. Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования. Компетенция органов местного самоуправления в области образования.

Раздел 3. Правовое положение образовательных учреждений

Образовательные организации. Общая характеристика образовательного учреждения. Учредитель (учредители) образовательного учреждения. Государственные и муниципальные образовательные учреждения. Негосударственные образовательные учреждения. Государственная аккредитация образовательных учреждений. Лицензирование деятельности образовательного учреждения. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения.

Раздел 4. Система дошкольного образования
Общая характеристика дошкольного образования. Задачи дошкольного образования. Виды дошкольных учреждений. Участники образовательного процесса в системе дошкольного образования. Договор об образовании в сфере дошкольного образования. Управление дошкольным образовательным учреждением. Организация деятельности дошкольного учреждения. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Раздел 5. Система общего образования

Общие положения об общем образовании. Возрастные рамки в системе общего образования. Право граждан на начальное общее, на основное общее образование и на среднее (полное) общее образование. Права и обязанности участников отношений в системе общего образования. Организация образовательного процесса в общеобразовательных школах. Форма экстерната в общеобразовательной школе. Образовательное учреждение дополнительного образования детей.

Раздел 6. Система начального профессионального образования
Общие положения о профессиональном образовании. Понятие начального профессионального образования. Учреждения начального профессионального образования. Виды учреждений начального профессионального образования. Содержание и организация образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования. Права и обязанности участников образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования. Управление учреждением начального профессионального образования. Получение начального профессионального образования в форме экстерната.

Раздел 7. Система среднего профессионального образования
Общая характеристика среднего профессионального образования. Учреждения среднего профессионального образования. Прием в среднее специальное учебное заведение. Образовательная деятельность среднего специального учебного заведения. Обучающиеся среднего специального учебного заведения. Работники среднего специального учебного заведения. Управление средним специальным учебным заведением. Контроль за деятельностью среднего специального учебного заведения.

Раздел 8. Система высшего и послевузовского профессионального образования
Общие положения о правовом регулировании отношений в области высшего профессионального образования. Государственная политика в области высшего профессионального образования. Высшее учебное заведение. Образовательная деятельность высшего учебного заведения. Научная деятельность высшего учебного заведения. Международная и внешнеэкономическая деятельность высшего учебного заведения. Обучающиеся и работники высшего учебного заведения, их права и обязанности. Управление системой высшего профессионального образования. Понятие послевузовского профессионального образования. Формы послевузовского профессионального образования. Субъекты послевузовского профессионального образования. Структура послевузовского профессионального образования.

Раздел 9. Система дополнительного профессионального образования
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Цели и задачи образовательного учреждения дополнительного профессионального образования. Виды дополнительного профессионального образования. Слушатели и работники образовательного учреждения повышения квалификации, их права и обязанности. Учебная, научно-методическая, научная деятельность и международная деятельность образовательного учреждения повышения квалификации. Контроль за деятельностью образовательного учреждения повышения квалификации.

Раздел 10. Система специального образования
Общая характеристика системы специального образования. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Образовательная деятельность специального образовательного учреждения. Образовательный процесс в специальном образовательном учреждении. Участники образовательного процесса в специальном образовательном учреждении. Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, его отличие от специального (коррекционного) образовательного учреждения. Специальное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, его отличие от специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Раздел 11. Международное образовательное право

Международное законодательство об образовании, его роль в развитии российского образовательного права Правовое регулирование единого образовательного пространства стран СНГ. Правовое регулирование европейского образовательного пространства. Защита права на образование. Дискриминация в области образования. Правовое регулирование положения преподавателей.

Управление персоналом — 36 ак.ч

Раздел 1. Роль управления персоналом в системе управления предприятием Персонал как объект управления. Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления. Основы управления человеческими ресурсами. Предмет, объект, методология системы управления персоналом. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Организационно-административный, социально-психологический и экономический подходы к управлению персоналом.
Историческое развитие подходов к человеку в организации. Основные факторы, оказывающие воздействие на поведение персонала. Управление персоналом как наука, практика, учебная дисциплина и творчество, основанное на определенных принципах.

Раздел 2. Сущность и функции системы управления персоналом предприятия
Понятие системы управления персоналом. Сущность системного подхода в работе с персоналом управления. Индивид на работе. Базовые направления воздействия на персонал. Состав системы управления персоналом: функциональные подсистемы. Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом. Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом. Цели и функции системы управления персоналом. Методы управления персоналом. Функциональное разделение и организационная структура системы управления персоналом на предприятии. Связь системы управления персоналом с целями организации. Участие персонала в управлении. Зарубежный опыт работы с персоналом в США, Западной Европе, Японии. Методы (инструментарий) изучения действия системы управления персоналом.

Раздел 3. Организационная структура службы управления персоналом предприятия
Организационная структура системы управления персоналом. Отношения в организации. Элементарная организационная структура управления персоналом. Линейная организационная структура управления персоналом. Функциональная организационная структура управления персоналом. Матричная организационная структура управления персоналом. Факторы, влияющие на выбор типа организационной структуры управления персоналом. Стратегия управления персоналом и ее реализации в рамках выбранной организационной структуры. Основы вознаграждающего управления.

Раздел 4. Обеспечение системы управления персоналом предприятия.
Организация и структурирование кадровой службы. Организационное проектирование. Задачи и функции кадровой службы. Набор и селекция персонала. Формы занятости и работа по контракту. Интервьирование при приеме на работу. Организационное развитие кадровой службы. Организационно-техническое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

Раздел 5. Анализ кадрового потенциала. Кадровый резерв
Компетенция персонала как объект стратегического управления. Оценка персонала. Выработка кадровой политики. Планирование работы с персоналом организации: сущность, цели и задачи. Оперативный план работы с персоналом. Маркетинг персонала, определение потребности в персонале; планирование и учет показателей по труду и расходов на персонал. Деловая оценка персонала. Методы оценки персонала. Оценка результатов труда и рабочего места. Процедура оценки и аттестации персонала. Работа с кадровым резервом. Подготовка персонала.

Раздел 6. Планирование деловой карьеры
Планирование человеческих ресурсов. Понятие и этапы карьеры. Профессиональная и внутриорганизационная карьера. Индивидуальная мотивация. Фазы развития профессионала. Управление карьерой. Планирование деловой карьеры. Планирование деловой карьеры на разных стадиях развития организации (стадии формирования, интенсивного роста, стабилизации, спада).
Управление карьерой. Подсистема организационного управления карьерой (подсистема исполнителей, подсистема работ, подсистема информационного обеспечения). Управление служебно-профессиональным перемещением персонала. Повышение, понижение, перевод, увольнение персонала. Особенности высвобождения персонала.

Раздел 7. Профессиональная и организационная адаптация персонала
Найм, отбор и прием персонала. Методы отбора персонала: контактное общение с претендентом, тестирование, установочное собеседование, профессиональное испытание. Профессиональная и организационная адаптация персонала. Профориентация, профессиональное обучение и подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Формы и методы организации системы обучения персонала.

Раздел 8. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности
Мотивация поведения персонала в процессе трудовой деятельности. Мотивация и ответственность. Основные концептуальные подходы. Классификация мотивов и стимулов, используемых на практике. Мотивационные принципы организации труда. Стимулирование как основа мотивации. Основные правила мотивации. Системы морального и материального стимулирования. Способы вознаграждения. Управление дисциплинарными отношениями. Нетрадиционные формы и методы мотивации персонала. Коммуникации организации.

Раздел 9. Конфликты в коллективе и способы их разрешения
Конфликт в общественной и индивидуальной деятельности. Объективные и субъективные причины возникновения конфликта. Предмет и объект конфликта. Понятие силы участников конфликта. Ранжирование конфликтов. Типология конфликтов. Форма, структура и динамика конфликтов. Конфликты между узкой группой руководителей и основным персоналом. Конфликты между структурными подразделениями и между группами. Конфликты между индивидами. Национально-этнические конфликты, конфликты в сфере управления, мировоззренческие и нормативно-ценностные конфликты. Скрытое (латентное) состояние. Конфликтное поведение. Социальные и психологические мотивы конфликтов. Управление конфликтом. Пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов. Роль конфликтов в социально-экономическом развитии.

Раздел 10. Оценка эффективности управления персоналом организации
Основные подходы к оценке эффективности управления персоналом. Затраты на персонал организации. Классификация расходов на персонал. Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления. Оценка деятельности подразделений управления персоналом. Оценка экономической эффективности проектов совершенствования управления персоналом. Единовременные и текущие затраты на совершенствование системы и технологии управления персоналом. Виды и показатели эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом.

Теория управления — 75 ак.ч

Раздел 1. Сущность и содержание теории управления
Системный подход в науке управления. Теория управления в системе науки управления. Эволюция управленческой мысли. Развитие науки управления в России. Новая управленческая парадигма

Раздел 2. Основы менеджмента
Характерные черты, цель и задачи менеджмента. Общие характеристики организации. Организация и концепция ее жизненного цикла. Основные законы развития организации и ее общие характеристики. Взаимодействие человека и организации. Формальные и неформальные группы в организации. Внутренняя и внешняя среда организации Факторы воздействия внешней среды на деятельность организации. STEP-анализ. Анализ внутренней среды организации. SWOT-анализ.

Раздел 3. Основные функции управления
Функция планирования. Методы планирования. Бизнес-план Технология разработки плана развития организации. Календарное и сетевое планирование. Функция организации. Принципы формирования функции организации. Организация производства и труда на предприятии. Функция мотивации. Воздействие мотивации на деятельность человека. Содержательные теории мотивации А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, К. Альдерфера. Процессуальные теории мотивации. Функция контроля

Раздел 4. Система, принципы и методы управления
Основные принципы управления. Управленческий цикл, модели и методы управления. Система и методы управления. Управленческая деятельность и механизм управления. Организационно-административные методы управления. Экономические методы управления. Анализ производственно-финансовой деятельности и оценка уровня развития и финансового состояния предприятия. Социально-психологические методы управления. Самоуправление. Делегирование полномочий

Раздел 5. Организационная структура управления предприятием 
Управленческий труд. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Организационно-правовые формы организации. Типы организационных структур, взаимодействие структурных подразделений. Процесс проектирования организационной структуры.

Раздел 6. Разработка управленческих решений
Содержание, виды и процесс принятия управленческих решений. Индивидуальные стили принятия управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Методология и технология разработки управленческого решения. Приоритет цели при разработке управленческого решения. Методология разработки управленческого решения. Технология разработки управленческого решения

Раздел 7. Коммуникации в организационной системе
Общая типология коммуникаций. Ступени и виды противоречий. Матрица эффективности уровней противоречий в организации. Коммуникация при самоорганизации
системы управления

Раздел 8. Стили руководства и типы руководителей
Классификация стилей руководства. Современные представления о стилях руководства.

Раздел 9. Лидерство и руководство
Роль менеджера в организации. Социально-экономические и личностные характеристики менеджера. Лидер и менеджер. Концепции лидерского поведения. Ситуационный подход к лидерству

Раздел 10. Основы кадровой политики на предприятии
Система управления трудовыми ресурсами. Организация деятельности кадровых служб

Раздел 11. Управление предприятием в условиях нестабильности внешней среды 
Стратегическое управление. Функциональные стратегии.

Раздел 12. Информационные технологии, программные и аппаратные средства систем управления 
Информационные технологии в управлении. Программные средства систем управления. Аппаратные средства систем управления

Раздел 13. Психологические аспекты управления
Организация общения. Формы и организация общения. Проведение совещаний и переговоров. Психологический климат в коллективе. Конфликт: природа, типы, методы разрешения. Природа и причины стресса

Экономика образования — 50 ак.ч

Раздел 1. Общая характеристика сферы образования
Образование как важная составляющая развития страны. Возникновение экономики образования и ее место в системе экономических наук.Развитие образования как отрасли народного хозяйства, его специфика и взаимосвязь с народным хозяйством. Роль образования в развитии народного хозяйства на современном этапе. Законодательные основы функционирования системы образования в РФ. Понятие системы образования и ее основные компоненты. Роль системы образования в развитии страны. Значение экономических исследований для развития и совершенствования образования. Необходимость изучения экономики образования в педагогических образовательных учреждениях и ее реализация на современном этапе. Образовательное учреждение им его некоммерческий характер организации.

Раздел 2. Экономика образования: наука и учебная дисциплина
Производственная деятельность и экономические отношения в отрасли образования. Образование как вид деятельности и его компоненты: труд, предмет труда, орудия труда. Специфика компонентов деятельности в сфере образования. Предмет экономики образования, его взаимосвязь с предметом экономической теории. Экономические законы и специфика их проявления в сфере образования. Методы исследования экономики образования, их специфика по сравнению с методами экономической теории. Понятие образовательной программы. Система образовательных программ их взаимосвязь и последовательность. Формы получения образования. Документы, констатирующие уровни полученного образования. Понятие образовательного учреждения. Система образовательных учреждений, реализующих образовательные программы. Основные направления совершенствования системы образовательных учреждений на современном этапе. Экономические соотношения в сфере образования. Научные подходы к пониманию характера деятельности в сфере образования. Концепция человеческого капитала, ее достоинства и недостатки.

Раздел 3. Управление образованием
Управление как социально-экономическая категория. Субъект и объект управления. Информация как фактор управления. Управление как социально-экономическая категория. Субъект и объект управления. Информация как фактор управления. Система органов управления образованием в РФ и их компетенция. Порядок создания и регламентации деятельности образовательных учреждений. Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений. Особенности управления государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями. Компенсация и ответственность образовательного учреждения. Управление образовательным учреждением.

Раздел 4. Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг
Понятие коммерческой и некоммерческой деятельности. Некоммерческие организации и некоммерческий сектор. Образовательные услуги как разновидность общественных благ и возможность их получения на коммерческой и некоммерческой основе. Границы платности за обучение. Расширение рыночных отношений учебных заведений в условиях переходной экономики. Необходимость приспособления образовательных учреждений к рыночным отношениям. Основные способы зарабатывания финансовых средств в сфере образования. Рынок образовательных услуг и его основные черты. Понятие бесплатности образовательных услуг. Частный и государственный секторы платных услуг. Смета и цена платных услуг.

Раздел 5. Хозяйственный механизм сферы образования
Сущность хозяйственного механизма, его своеобразие в образовании. Основные цели, направления введения нового хозяйственного механизма в РФ. Планирование, программирование и прогнозирование как основные показатели развития системы образования. Учебные планы школ. Планирование контингента школьников как пример планирования для успешной деятельность общеобразовательных школ.

Раздел 6. Финансирование образования. Внебюджетное финансирование образования
Финансирование образовательных учреждений как основа государственной гарантии получения гражданами образования в пределах государственных образовательных стандартов. Источники финансирования образовательных учреждений и их удельный вес в общем объеме бюджета образовательного учреждения. Нормативное финансирование и виды расходов образовательных учреждений. Схема финансирования государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Внебюджетная деятельность и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Классификация внебюджетных доходов. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств для финансирования своей деятельности. Факторы эффективности внебюджетной деятельности и особенности ценообразования во внебюджетной деятельности образовательных учреждений.

Раздел 7. Налогообложение в сфере образования
Особенности налогообложения в сфере образования. Характеристика налогообложения учебных заведений. Объекты налогообложения в сфере образования. Необходимость введения льгот при уплате налогов учреждения образования. Своеобразие налоговых льгот для образовательных учреждений.

Раздел 8. Отношение собственности в системе образования
Собственность как экономическая и юридическая категория. Субъект и объект собственности. Отношения присвоения, пользования и распоряжения. Объекты собственности образовательного учреждения. Образовательные учреждения как субъект собственности, его права и ответственность перед собственниками. Типы образовательных учреждений в зависимости от форм собственности. Приватизация в системе образования. Совершенствование отношений собственности в системе образования.

Раздел 9. Труд и оплата труда работников образования
Трудовые отношения в системе образования. Трудовой договор (контракт), его заключение и порядок расторжения. Права и обязанности работников образовательных учреждений. Нормирование труда работников образования в различных типах образовательных учреждений. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения. Заработная плата и должностные оклады работников образования и их роль в развитии образования. Размер средней ставки заработной платы и должностных окладов работников образования согласно закону "Об образовании" и их фактический уровень. Основные принципы оплаты труда и их специфическое проявление в системе образования. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и ее реализация в образовании. Порядок определения основной заработной платы учителей в общеобразовательных учреждениях. Доплаты учителю за выполнение дополнительных педагогических нагрузок. Льготы учителям в сельской местности. Порядок аттестации педагогического работника образовательных учреждений. Объемные показатели и порядок отнесения учреждений образования к группам по оплате труда руководителей для установления разрядов оплаты труда по ЕТС. Порядок определения должностных окладов руководителей общеобразовательных учреждений и их заработной платы за педагогическую деятельность. Аттестация административных работников общеобразовательных учреждений и ее значение. Основные направления совершенствования ЕТС и аттестация работников образовательных учреждений.

Раздел 10. Материально-техническая база образовательных учреждений
Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии образования. Состав МТБ: малоценные средства и основные фонды. Структура основных фондов. Формы учета МТБ. Современное состояние МТБ. Показатели состояния и развития МТБ: абсолютные и относительные, количественные и качественные. Причины низкого уровня развития МТБ РФ. Источники формирования МТБ и основные направления ее развития на современном этапе. Роль трудового коллектива образовательных учреждений и его руководителей в сохранении и развитии МТБ. Состояние МТБ образовательных учреждений и здоровье обучающихся и воспитанников. Основные направления развития материально-технической базы отрасли образования в РФ.

Раздел 11. Научно-педагогические кадры и их воспроизводство
Преподавательский персонал, его структура и роль в развитии образования. Система подготовки спецкачеств со средним и внешним педагогикой образования. Послевузовское образование и его ступени: аспирантура, докторантура. Особенности воспроизводства научно-педагогических кадров в современных условиях. Особенности воспроизводства учительских кадров. Система повышения квалификации педагогов.

Раздел 12. Основные направления организационно-экономического реформирования системы образования
Необходимость реформирования системы образования в мире. Основные подходы к реформирования образовательных систем в мире. Международное сотрудничество РФ в области образования и ее регламентация международными договорами. Прямые связи субъектов системы образования с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями. Экономические проблемы обучения, подготовки и повышения квалификации иностранных граждан и образовательных учреждениях РФ. Реформирование образования в РФ. Государственная политика в области реформирования системы образования в России. Характеристика поэтапных изменений, связанных с изменениями, происходящими в системе образования России, после 1990-х годов. Современное положение системы образования в РФ.

Раздел 13. Социально-экономическая эффективность образования
Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности. Теория и практика определения экономической эффективности образования. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.

Педагогика и психология — 40 ак.ч

Раздел 1. Психология как наука
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

Раздел 2. Психика и организм
Психика и мозг. Индивидуальные особенности нервной системы по И.П.Павлову. Основные понятия психологии: индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Раздел 3. Основные функции психики.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики.

Раздел 4. Структура психики
Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Структура психики по З.Фрейду и К.Юнгу.

Раздел 5. Личность. Понятие, структура и психология личности
Факторы социализации, формирование и развитие личности. Факторы детерминации поведение личности. Темперамент. Характер. Самооценка

Раздел 6. Основные психические процессы
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.
Эмоции и чувства. Воля. Эмоция и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Мыслительные процессы. Мышление и интеллект. Творчество. Воображение.

Раздел 7. Общение и речь
Общение и речь. Социально-психологический анализ общения. Типы общения. Функции общения. Вербальные и невербальные средства общения.

Раздел 8. Межличностные отношения
Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Проблема лидерства, стили руководства. Морально-психологический климат коллектива. Эффекты восприятия. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Стратегия и тактика поведения в условиях конфликта.
Психология профессионального межличностного общения. Профессиональная адаптация и готовность специалиста. Стресс и личность специалиста.

Раздел 9. Педагогика в системе наук о человеке
Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Раздел 10. Педагогический процесс как система и целостное явление
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.

Раздел 11. Формы организации педагогического процесса
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Дополнительные и вспомогательные формы организации педагогического процесса.

Раздел 12. Методы осуществления целостного педагогического процесса
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

Управление образовательными системами — 75 ак.ч

Раздел 1: Социально-педагогические системы
Понятие управления и педагогического менеджмента. Образовательное учреждение как педагогическая система и объект научного управления
Понятие системы, их виды и свойства: целостность, совместимость, адаптивность, способность к саморазвитию, эволюция. Сущность социально-педагогических систем. Системный подход к управлению образовательными системами. Понятие управления как функции организованных систем различной природы и как деятельности субъектов по достижению целей. Кибернетический, человекоцентристский и синергетический подходы к управлению социальными системами. Управление как процесс циркуляции и преобразования информации, обеспечение оптимальных коммуникаций и каналов связей в функционирующей системе. Управление как координация совместных действий членов организации и как процесс принятия решений. Педагогический менеджмент как деятельностная и суммативная система. Структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы педагогического менеджмента: цель деятельности, субъект деятельности, объект деятельности (он же второй субъект) - исполнитель распоряжений руководителя, содержание деятельности, способы деятельности. Показатели эффективности управления в образовании. Образовательное учреждение как открытая социально-педагогическая система. Состав внешней среды образовательного учреждения. Влияние социального климата в обществе, экономических, политических, правовых, экологических, демографических, культурных, духовно-идеологических, институциональных факторов. Образовательное сообщество и основы его жизнедеятельности. Основные подсистемы и процессы в образовательном учреждении. Политика, философия, миссия образовательного учреждения.

Раздел 2: Государственно-общественный характер управления образованием
Принципы и методы управления образовательными системами
Государственно-общественный характер управления образованием – принцип государственной политики в области образования. Взаимодействие государства и образования. Признаки государственного и общественного управления. Социальное партнёрство как активный тип взаимодействия с социумом. Общественно-активные школы. Органы общественного самоуправления: управляющие и попечительские советы образовательных учреждений. Структура системы государственно-общественного управления образованием в РФ (федеральный, региональный и местный уровни, уровень отдельного учреждения). Регулирование полномочий управляющих органов на различных уровнях, распределение компетенции между центральными, региональными и местными органами. Семья как специфическая педагогическая система. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся. Общие принципы управления образовательными системами: демократизации и гуманизации, системности и целостности, рационального сочетания централизации и децентрализации, единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноты информации в управлении. Методы управления образовательными системами: экономические, административные, социально-психологические и их специфика.

Раздел 3: Основные функции управления образовательными системами: педагогический анализ, планирование, контроль
Понятие функции управления и функционального подхода в теории социального управления и в менеджменте. Основные функции управления образовательными системами: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, мотивация, регулирование и их место в целостном управленческом цикле. Дерево целей. Требования конкретности и диагностируемости целей управления. Назначение педагогического анализа и его задачи как функции управления образовательными системами. Виды педагогического анализа: параметрический, тематический, итоговый. Объекты педагогического анализа. Урок как основная организационная форма образовательного процесса и объект педагогического анализа. Виды анализа уроков: краткий, аспектный, развернутый, системный и др. Педагогический анализ воспитательных мероприятий. Подготовка руководителя к анализу уроков и внеклассных мероприятий. Виды планов работы: перспективный, годовой, текущий. Основные требования к ним: целенаправленности, перспективности, комплексности, объективности. Структура перспективного плана работы. Программы развития образовательного учреждения как разновидность перспективного плана. Содержание годового плана работы и технология его разработки. Назначение и задачи контроля в управленческом цикле ОУ. Требования к контролю и условия его эффективности. Виды и формы контроля по признаку исполнителя, по характеру объектов контроля, по признаку логической последовательности, по используемым методам. Объекты контроля: качество преподавания, качество ЗУНов, организация и результативность внеурочной воспитательной работы, состояние методической работы, состояние документации, соблюдение ТБ и других условий безопасности образовательного процесса. Функции директора и его заместителей в организации эффективного контроля. Особенности контроля в условиях функционирующего и развивающегося ОУ. Контроль в условиях инноваций и эксперимента.

Раздел 4: Методическая работа в образовательном учреждении. Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров. Управленческая культура
Сущность и задачи методической работы в ОУ. Основные компоненты методической работы: информационно-аналитический, диагностика профессиональной деятельности, научно-теоретическая и психолого-педагогическая подготовка, наставничество, педагогическое самообразование. Основные формы методической работы: методические советы, предметные методические объединения учителей, творческие группы и др. Методическое обеспечение инновационной работы в образовательном учреждении. Формы повышения квалификации и переподготовки. Исследовательский подход к повышению квалификации учителей в школе. Программно-целевое планирование повышения квалификации работников школы, осуществляемое на основе личных творческих планов. Сущность аттестации педагогических кадров. Порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования. Порядок проведения аттестации в регионе. Требования к квалификации педагогических работников при присвоении им квалификационных категорий. Сущность, структура и компоненты управленческой культуры. Личностная и гуманитарная культура руководителя образовательного учреждения. Имидж, авторитет, интеллигентность руководителя. Лидерство. Стиль делового общения.

Раздел 5: Законодательство, регулирующее отношения в области образования 
Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской федерации. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Основные законодательные акты в области образования. Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования. Структура и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации. Анализ противоречий и пробелов в действующем образовательном законодательстве. Правовое закрепление общего статуса образования и его составляющих, их соотношение между собой. Перспективы развития законодательства в области образования.Становление образовательного права. Предмет, источники и структура образовательного права. Международные правовые акты как источники образовательного права. Правовые основы создания информационно-аналитического обеспечения системы образования. Формирование информационных источников. Распространение информации и её использование органами управления образованием различного уровня.Основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».Права ребенка и формы их правовой защиты. Оказание практической правовой помощи в области социальной защиты, осуществление сотрудничества с органами правопорядка и органами социальной защиты населения. Формы работы с родителями.

Раздел 6: Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус образовательных учреждений
Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности. Учредительные документы, регистрация образовательных учреждений. Автономия образовательных учреждений. Права и обязанности, ответственность образовательных учреждений. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом.

Раздел 7: Образовательные отношения в системе непрерывного образования. Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности
Нормативно–правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования в семье. Правовое регулирование отношений, связанных с образованием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.Понятие непрерывного образования. Формы получения непрерывного образования. Особенности реализации общеобразовательных программ дополнительного образования.Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.

Раздел 8: Соотношение российского и зарубежного законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации
Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования. Формирование европейского образовательного пространства. Основные правовые акты международного образовательного законодательства: Документы ООН (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.). Документы ЮНЕСКО (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования).Нормативно–правовые акты систем образования стран СНГ. Проблемы соотнесения образовательных систем стран СНГ и Российской образовательной системы. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации в мировую образовательную систему. Нормативно-правовая поддержка вхождения Российской Федерации в Болонский процесс. Обновление нормативно-правового, научного и учебно-методического обеспечения педагогического образования. Создание механизмов эффективно и динамично функционирующей системы педагогического образования. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов. Модернизация педагогического образования как основа совершенствования системы общего образования с учетом новых социальных требований к образовательной системе. Обновление структуры и содержания общего образования, использование эффективных методов воспитания и обучения.

Инновационный менеджмент в образовании — 60 ак.ч

Раздел 1. Тенденции и разновидности развития. Управление развитием.
Основные определения и классификация инноваций. Инновационный процесс. Инновационная деятельность. Инновационно-инвестиционная деятельность. Научно-техническая деятельность. Тенденции развития российской экономики с 1991 г. по настоящее время. Цикличность и закономерности развития. Технологические волны НТП. Группировка стран по уровню экономического и технологического развития. Экономические волны России. Технико-экономические волны развития отраслей и предприятий. Приоритеты в управлении и тенденции инновационного развития.

Раздел 2. Нововведения как объект инновационного управления.
Сущность нововведений. Инновационно-технологическая деятельность как объект инновационного менеджмента. Тенденции и разновидности развития. Инновационная спираль. Инновационный период развития экономики. Классификация инноваций. Функции инноваций. Источники инновационных возможностей.

Раздел 3. Становление и основные черты инновационного менеджмента.
Инноватика как область науки. Понятие, цель и задачи инновационного менеджмента. Система подготовки кадров инновационных менеджеров для национальной инновационной системы. Национальная система государственного регулирования инновационной деятельности. Нормативно-методическое обеспечение системы инновационного менеджмента. Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности. Основные функции инновационного менеджмента. Особенности и содержание внутрифирменного планирования инновационной деятельности. Организационные структуры управления инновациями предприятий. Виды внутрифирменного планирования инноваций. Модель формирования инновационной политики.

Раздел 4. Организация инновационного менеджмента.
Опыт организации инновационной деятельности. Основные принципы инновационного менеджмента: адекватность нововведений изменениям рынка, адаптивность, учет динамики инновационных процессов. Коммерциализация новшеств. Обобщенная характеристика новаций в различных сферах. Основные направления коммерциализации новаций. Виды инновационного товара. Предложение инновационного товара и его характеристика. Особенности организации инноваций. Основные элементы инновационного проекта. Управление инновационным проектом как система управленческих функций. Этапы программирования инноваций. Особенности контроля за реализацией инноваций. Инновационные организации будущего. Позиционирование в области инновационных коммуникаций и его виды. Факторы, способствующие формированию коммуникаций в производственных инновациях. Национальная инновационная система. Интернационализация инновационной деятельности и ее формы. Венчурное предпринимательство.

Раздел 5. Разработка программ и проектов нововведений.
Понятие и основные элементы инновационного проекта. Виды и содержание инновационных проектов. Концепция жизненного цикла инновационного процесса. Этапы инновационного процесса. Порядок разработки инновационного проекта. Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Маркетинговое исследование идеи проекта. Планирование инновационного проекта. Система планов. Завершение инновационного проекта. Сдача проекта. Закрытие контракта. Целевые программы и их типовые структурные элементы. Цели инновационных программ. Создание системы программно-целевого менеджмента и ее задачи. Органы системы менеджмента целевых программ. Задачи менеджмента программы. Программно-целевые методы управления и реализации инновационных проектов.

Раздел 6. Создание благоприятных условий нововведений.
Государственное регулирование инновационных процессов, его уровни и цели. Инструменты государственной поддержки развития инноваций. Особенности государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации. Регулирование инновационной деятельности на региональном и местном уровнях. Создание условий для активизации инновационной деятельности на региональном и местном уровне. Механизм финансового обеспечения инновационной деятельности. Источники финансирования инновационной деятельности. Основные формы финансирования инновационной деятельности организации. Сокращение рисков инновационных проектов и процесса их реализации.

Раздел 7. Формы инновационного менеджмента.
Классификация инновационных организаций. Административно-хозяйственная, программно-целевая и инициативная формы организации инновационной деятельности, их особенности и области применения. Комплексные формы организации взаимодействия науки с производством: технопарки и технополисы. Прогрессивные формы организации инновационной деятельности: бизнес-инкубаторы и технологические инкубаторы. Сущность технополисов и их виды. Особенности и значение малых инновационных организаций. Факторы и условия развития венчурного предпринимательства в малых высокотехнологичных организациях.

Раздел 8. Инновационные игры.
Инновационное поведение. Оценка инновационного поведения персонала организации. Сущность метода инновационных игр. Соотносительные характеристики рутинных и инновационных игр. Принципы организации инновационной игры. Инновационная активность персонала и организации. Типы инновационного поведения фирм.

Раздел 9. Прогнозирование в инновационном менеджменте.
Определение и виды прогнозов. Методы обеспечения эффективности прогнозов. Прогнозирование инноваций. Факторы, влияющие на качество прогнозов. Изменение спроса. Изменение цен. Действия конкурентов. Прогнозирование обеспечения инноваций. Информационное, техническое, финансовое, кадровое обеспечение. Прогнозирование социальных и экологических последствий инноваций. Экономические последствия инноваций. Роль малого бизнеса как «пилотного» производства в инновационном менеджменте.

Раздел 10. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.
Научно-техническая политика государства и ее связь со стратегией развития экономики. Необходимость и условия стратегического управления. Возникновение и реализация инновационных стратегий. Стратегии дифференциации продукции и сегментации рынка. Механизм стратегического инновационного управления. Оценка эффективных инновационных стратегий.

Информационные технологии в управлении — 54 ак.ч

Раздел 1. Экономическая информация, как часть информационного ресурса общества.
Информационные ресурсы общества. Информатизация общества.
Экономическая информация(ЭИ). Структура ЭИ

Раздел 2. Информационные технологии в экономике и управлении.
Основные понятия. Эволюция развития ИТ. Свойства информационных технологий. Классификация ИТ. Основные тенденции развития информационных технологий

Раздел 3 Информационные системы на предприятии
Состав и структура информационных систем. Функциональные и обеспечивающие подсистемы ИС Типы информационных систем Жизненный цикл ИС Роль пользователя в создании ИС (ИТ) и постановке задач управления

Раздел 4. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
Роль информационных технологий в управлении Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности Объекты проектирования информационных систем и технологий в управлении организации

Раздел 5. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
Основные понятия документационного обеспечения управленческой деятельности Виды информационных систем управления документационным обеспечением предприятия Организация электронной системы управления документооборотом

Раздел 6. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
Общие свойства КИС Типовой состав функциональных модулей КИС

Раздел 7 Компьютерные технологии обработки экономической информации с использованием СУБД, распределенной обработки данных), интегрированных программных пакетов.
База данных – основа информационного обеспечения управленческой деятельности Распределенная обработка информации Интеграция данных и Хранилища

Раздел 8. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
Корпоративная сеть Интранет Информационные базы корпоративных информационных систем Аналитическая обработка данных Интеллектуальные информационные технологии

Мониторинг в образовании — 60 ак.ч

Раздел 1. Мониторинг в системе управления образовательным процессом
Понятие о мониторинге. Специфика осуществления мониторинга в управлении образовательными системами. Мониторинг как синтетическая функция управления развивающейся системой. Реализация диагностической, аналитической и корректирующей деятельности в педагогическом мониторинге. Различие между мониторингом и научным исследованием.

Раздел 2. Изучение в системе мониторинга образовательного процесса
Диагностика и контрольно-диагностические методы в мониторинге образовательного процесса. Экспертиза и экспертные методы в мониторинге. применение в мониторинге методов теоретического познания. математические методы, их применение в мониторинге образовательных систем.

Раздел 3. Виды и направления мониторинга в управлении образовательными системами
Разнообразие задач мониторинга образовательного процесса. виды мониторинга. информационный, базовый, проблемный, управленческий мониторинг. динамический, конкурентный, сравнительный, комплексный мониторинг. Педагогический мониторинг. образовательный мониторинг. принципы образовательного мониторинга. Школьный, муниципальный, региональный и федеральный уровни мониторинга. Понятие о мониторинге качества в образовании. понятие о мониторинге инновационных процессов в образовании.

Раздел 4. Организация систем мониторинга в образовании
Понятие о системах мониторинга в образовании. Многообразие систем мониторинга. особенности построения систем мониторинга на разных уровнях управления образованием. Организация систем мониторинга качества образования. информационные технологии в мониторинге образовательного процесса. Организация систем мониторинга инновационных процессов в образовании. Организация системы квалиметрического мониторинга.

Раздел 5. Мониторинг в общеобразовательной школе
Образовательные стандарты как базовая основа формирования системы мониторинга образования в общеобразовательной школе. Объекты школьного мониторинга. Основные направления школьного мониторинга. Информационные технологии в системе школьного мониторинга.

Раздел 6. Профессиографический мониторинг в вузе
Стандарты общего и профессионального образования как базовая основа формирования системы мониторинга образования в учреждениях профессионального образования. Профессиографический подход к организации мониторинга в учреждениях профобразования. Организация профессиографического мониторинга в системе высшего образования. Технология профессиографического мониторинга в педагогическом вузе. Управление качеством образования в учреждениях ВПО на основе мониторинга.

Раздел 7. Мониторинг в управлении системами образования муниципального и регионального уровней.
Особенности построение систем мониторинга на муниципальном и региональном уровнях. Содержание взаимодействия субъектов муниципального и регионального уровня в реализации региональной системы мониторинга развития образования. Нормативно-правовое обеспечения внутриведомственных и межведомственных связей при формировании системы мониторинга муниципального и регионального уровней. Основные направления мониторинга в управлении образованием в городе, районе, регионе.

Раздел 8. Мониторинг в реализации приоритетного национального проекта «образование»
Сущность, цели, и основные направления реализации ПИНПО. Организация общественной экспертизы работы инновационных школ и лучших учителей. Принципы, виды и содержание мониторинга ПИНПО. Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших школ России в рамках ПИНПО. Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших учителей России в рамках ПИНПО
Лекции: 16 ак. час.
Практические занятия: 26 ак. час.
Персональные консультации преподавателя.