Обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Цель: профессиональная переподготовка специалистов для выполнения профессиональной деятельности в сфере образования
Категории слушателей: специалисты с высшим образованием и средним специальным образованием.
Календарный учебный график: срок обучения: 4 месяца, режим занятий: 9 часов в неделю.
Форма обучения: дистанционная, без отрыва от работы.
Присваиваемая квалификация: без присвоения квалификации.


№ п/п

Наименование циклов и дисциплин по блокам

Количество часов
на освоение

Календарный учебный график
(распределение учебной нагрузки по месяцам)

Вид контроля

всего

Л

ПЗ

1

2

3

4

СР

 

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р 1

Учебный раздел «Нормативно-правовой»

68

8

8

 

 

 

 

52

 

  1.  

Образовательное право

68

8

8

16

 

 

 

52

Зачет, 1

Р 2

Учебный раздел «Психолого-педагогический»

136

16

16

 

 

 

 

104

 

  1.  

Педагогика и психология

68

12

12

12

12

 

 

44

Зачет, 2

  1.  

Психология семейных отношений

68

4

4

 

 

 

8

60

Зачет, 4

 

ПРОФИЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р 3

Учебный раздел «Психолого-педагогическая деятельность в ДОУ»

292

48

48

 

 

 

 

196

 

  1.  

Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

50

8

8

8

8

 

 

34

Зачет, 2

  1.  

Психолого-педагогический практикум

50

 

16

 

 

16

 

34

Зачет, 3

  1.  

Моделирование образовательных программ

50

12

12

 

16

8

 

26

Зачет, 3

  1.  

Психология развивающего обучения

50

12

12

 

 

12

12

26

Зачет, 4

  1.  

Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности воспитателя

46

4

4

 

 

 

8

38

Зачет, 4

  1.  

Технология сотрудничества педагога с родителями

46

4

4

 

 

 

8

38

Зачет, 4

 

Форма итоговой аттестации

8

 

 

 

 

 

 

8

Итоговый экзамен, 4

 

Итого

504

72

72

36

36

36

36

360

 

Область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника программы профессиональной переподготовки «Обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении»

Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности выпускников программы включает:

  • дошкольные образовательные организации;
  • органы государственного и муниципального управления в области образования;
  • частные дошкольные образовательные организации.

Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности выпускников программы являются:

  • процессы обучения и воспитания в дошкольных образовательных организациях различных организационно-правовых форм;
  • процессы взаимодействия с субъектами образовательных отношений (детьми, родителями, педагогми).

Виды профессиональной деятельности выпускника

Слушатели программы готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

  • психолого-педагогическая;
  • информационно-методическая;
  • образовательная.

Задачи профессиональной деятельности выпускника

Выпускник программы должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

Психолого-педагогическая деятельность:

  • планирование психолого-педагогической деятельности;
  • организация взаимодействия с детьми и родителями;

информационно-методическая деятельность:

  • сбор, обработка и анализ психолого-педагогической информации;
  • развитие профессиональной компетенции и педагогического мастерства;

образовательная деятельность:

  • формирование образовательных программ;
  • организация образовательной деятельности в ДОУ.

Перечень формируемых компетенций по программе профессиональной переподготовки «Обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении»

Планируемые результаты обучения по программе профессиональной переподготовки «Обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении»

Наименование дисциплины

Содержание компетенции

Результат

Психология

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9)

знать:
•   закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные периоды;
•   способы психологического и педагогического изучения обучающихся;
•   предмет, основные категории и понятия психологической науки;
•   способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;
•   историю развития психологического знания;
•   функциональную и структурную организацию психики человека, содержание интегративных психических образований;
уметь:
•   использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
•   применять полученные теоретические знания в решении практических учебно-воспитательных и профессионально-педагогических задач;
•   использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
•   учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
•   создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
•   анализировать и разрешать различные педагогические ситуации с учетом психологии человека;
владеть:
•   способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
•   способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
•   методами, приемами и способами изучения актуальных проблем психологии человека.

Педагогика

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8)

знать:
•      ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
•      правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;
•      сущность и структуру образовательных процессов;
•      особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтического общества;
•      тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;
•      принципы и функции педагогического управления образовательными системами;
•      сущность, функции, закономерности, принципы и логику образования и воспитания;
•      сущность, принципы и основы социального воспитания;
•      содержание и методы коррекционно-педагогической помощи детям с различными отклонениями в развитии;
уметь:
•      системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
•      учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
•      учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
•      проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
•      осуществлять педагогический процесс в различных типах образовательных учреждений;
•      использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
•      бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
•      использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;
•      применять теоретические знания в практике педагогической деятельности;
•      конструировать формы психолого-педагогической деятельности, моделировать образовательные и педагогические ситуации;
•      ставить цель и задачи обучения и воспитания;
•      проектировать и планировать учебно-воспитательную работу;
•      разработать, подготовить, организовать экскурсии, беседы, дискуссии, прогулки, встречи;
•      вырабатывать свой индивидуальный стиль педагогической деятельности на основе личностных особенностей;
•      выстраивать индивидуальную воспитательную работу с детьми;
•      взаимодействовать с родительской общественностью;
•      обобщать опыт работы, составлять методический сборник, анализировать и прогнозировать учебно-воспитательную работу;
владеть:
•      способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
•      способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
•      способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
•      способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
•      способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
•      различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
•      способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
•      способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
•      методиками диагностирования, прогнозирования, проектирования, накопления профессионального опыта;
•      различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
•      методами, приемами, средствами, формами и технологиями обучения и воспитания;
•      формами исследования, изучения эффективности, анализа и прогнозирования учебно-воспитательного процесса.

Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

-   готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
-   способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
-   готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

знать:
•      методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализация;
•      теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;
•      общие теоретические основы дошкольного образования;
•      возрастные особенности развития ребенка;
•      содержание современных педагогических технологий в дошкольном образовании;
•      структуру и содержание педагогического процесса в дошкольном учреждении;
•      факторы и методику социального развития дошкольников;
•      основные категории и понятия теории и методики воспитания;
•      методологические основы и структуру воспитательной работы;
•      сущность, содержание и основные направления воспитательной деятельности;
•      систему методов, приемов и средств воспитания;
•      современные технологии воспитания;
уметь:
•      организовать взаимодействие дошкольного учреждения с семьей и школой;
•      осуществлять диагностику развития детей и оказывать в этом методическую помощь педагогам и родителям;
•      организовывать внеучебную деятельность обучающихся;
•      творчески применять полученные теоретические знания в решении практических образовательных и воспитательных задач;
•      анализировать различные педагогические ситуации и находить пути их разрешения;
•      организовать воспитывающую среду;
владеть:
•      основными методами и приемами воспитательной работы и профессиональными умениями: педагогическим воздействием, саморегуляцией своего психического состояния;
•      способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
•      приемами и способами оценки и анализа результатов коллективной жизнедеятельности, воспитательной деятельности, воспитательных влияний (методика исследования воспитательного процесса).

Моделирование образовательных программ

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2)

знать:
•   методологию моделирования образовательных программ;
•   основные понятия и процедуры технологии моделирования образовательных программ как прикладной части педагогической деятельности, преобразующей положения теории обучения в процедурные рекомендации;
•   способы моделирования образовательных программ;
•   теоретические основы построения современных образовательных программ и перспективные направления их развития;
•   методологию формирования целей образования (целей норм и целей идеалов) на основе системного анализа факторов, определяющих требования к образовательной системе;
уметь:
•   ориентироваться в особенностях и условиях реализации технологического подхода к совершенствованию обучения и моделирования образовательных программ;
•   определять специфику своей научно-предметной области, обусловливающую критерии выбора соответствующих элементов образовательных программ;
•   использовать знания по моделированию образовательных программ для решения профессиональных задач;
•   проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
•   разрабатывать и внедрять современные образовательные программы с целью активного творческого преподавания конкретных дисциплин;
владеть:
•   способами применения современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
•   способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
•   аналитическими и исследовательскими умениями;
•   формами и методами научного познания, методами поиска, обработки и использования научной информации

Психолого-педагогический практикум

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

знать:
•   методы психолого-педагогических исследований;
•   структуру и логику психолого-педагогического исследования, содержание его основных этапов;
•   этические нормы проведения психологических исследований;
уметь:
•   ориентироваться в системе методов практической профессиональной деятельности психолога-педагога;
•   организовывать сбор эмпирических данных и обеспечивать достоверность результатов исследования;
владеть:
•   методиками диагностики и коррекции психических процессов и личностных свойств человека

Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности воспитателя

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5)

знать:
•   теоретические основы педагогического мастерства и пути его формирования и развития у воспитателей;
•   о многообразии подходов к пониманию педагогического мастерства и специфике его проявления в деятельности различных педагогов-воспитателей;
уметь:
•   работать над собой с целью достижения высокого уровня педагога-мастера;
•   реализовывать на практике компоненты педагогического мастерства;
владеть:
•   педагогической техникой, умениями и навыками организации учебно-воспитательной деятельности, самообразования и самовоспитания

Психология семейных отношений

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6)

знать:
•   методологические проблемы психологии семейных отношений;
•   типологию, эволюцию, структуру, функции семьи;
уметь:
•   определять условия, способы и приемы предупреждения семейных конфликтов и сохранения семейных отношений;
•   понимать психологические особенности внутрисемейных, супружеских, родительских и родственных взаимоотношений;
•   использовать психодиагностический инструментарий при обследовании семейных отношений.
владеть:
•   методами и приемами диагностики семейных отношений;
•   приемами для диагностики семейных конфликтов

Психология развивающего обучения

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6)

знать:
•   теоретические положения концепции развивающего обучения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и деятельностного подхода А.Н. Леонтьева;
•   основные положения психолого-педагогической теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;
•   особенности использования развивающего обучения в условиях изменения информационно-коммуникационных технологий;
уметь:
•   применять способы эффективного построения учебных предметов с использованием программ развивающего обучения;
•   конструировать технологии и процедуры проведения занятий на основе развивающего поведения;
владеть:
•   приемами оценки и прогнозирования развивающего ресурса обучения;
•   навыками эффективной организации учебного сотрудничества;
•   опытом изучения и структурирования современных научных разработок по проблемам развивающего обучения

Технология сотрудничества педагога с родителями

- способности нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
- готовности применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
- готовности к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
- способности организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7)

знать:
•   теоретические и методологические основы технологий сотрудничества педагога с родителями, их сущность и содержание;
•   основные тенденции развития социального партнерства в условиях современного образования;
•   особенности проектирования системы работы с родителями;
•   характеристику основных технологий сотрудничества педагога с родителями;
•   инновационные модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи в отечественных и зарубежных педагогических поисках;
•   отличительные черты сотрудничества педагога с родителями за рубежом;
уметь:
•   разрабатывать и реализовывать частные методики сотрудничества педагога с родителями на основе общих технологических подходов;
•   осуществлять сравнительно-педагогический анализ отечественных и зарубежных технологий сотрудничества педагога с родителями;
•   проводить работу по изучению и анализу опыта сотрудничества педагога с родителями с использованием современных технологий и его адаптации в образовательных учреждениях России.
владеть:
•   методами проектирования системы работы с родителями;
•   методиками сотрудничества педагога с родителями на основе общих технологических подходов