Теория управления

Общее количество часов по учебному плану: ч.
Всего аудиторных часов: ч.
Лекции: ч.
Практические занятия: ч.
Самостоятельная работа: ч.
Форма контроля – зачет (3 месяц обучения)

Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний, приобретение практических навыков и эффективного применения их на практике специалистами менеджерами высшего, среднего и низшего звена в организации в соответствии с международными требованиями.

  • изучение современных методов и организации управления (менеджмента) в организациях (на предприятиях) всех видов и форм собственности для их успешной деятельности в условиях рыночной экономики;
  • получение студентами необходимого объема теоретических знаний и практических умений решения управленческих задач;
  • приобретение студентами необходимых навыков сбора, обработки, обобщения, анализа, прогнозирования необходимой информации о факторах влияния внешней и внутренней среды организации для принятия адекватных управленческих решений;
  • формирование у будущих специалистов управленческих основ деятельности, культуры производства и мышления управленца нового типа с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта управления.

Перечень формируемых компетенций

В результате освоения данной дисциплины слушатель должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

  • ОК-5 – способен учитывать психологические особеннсти участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;
  • ОК-6 – способен эффективно взаимодействовать с представителями различных образовательных учреждений и другими специалистами в области образования по вопросам развития системы образования;
  • ОК-7 – способен готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;

профессиональными компетенциями (ПК):

в организационно-управленческой деятельности:

  • ПК-1 – готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области образовательной сферы;
  • ПК-2 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы, регламентирующие образовательную деятельность;
  • ПК-3 – готов организовывать и планировать различные виды образовательной деятельности;
  • ПК-4 – способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
  • ПК-5 – готовностью к разработке процедур и методов мониторинга в образовательной сфере;
  • ПК-6 – способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
  • ПК-7 – способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
  • ПК-8 – владением современными технологиями управления персоналом;
  • ПК-9 – способностью планировать деятельность организаций в сфере образования;
  • ПК-10 – готовностью участвовать во внедрении образовательных инноваций;
  • ПК-11 – знанием современных концепций организации образовательной деятельности и готовностью к их применению;
  • ПК-12 – знанием современной системы управления образовательными системами;

в информационно-аналитической деятельности:

  • ПК-13 – способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ различных ступеней образования;
  • ПК-14 – способностью использовать знание экономических особенностей образовательной сферы;
  • ПК-15 – способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
  • ПК-16 – владением техниками финансового планирования и прогнозирования;
  • ПК-17 – способностью проводить мониторинг деятельности образовательной организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;

в предпринимательской деятельности:

  • ПК-18 – способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования.

Содержание разделов учебной дисциплины

Тема 1. Введение. Содержание и задачи курса

Необходимость изучения курса. Сущность менеджмента и его содержание. Цели и задачи менеджера. Продукт и результата управленческого труда. Необходимость эффективного управления предприятия.      

Тема 2. Сущность и содержание теории управления

Понятие и содержание менеджмента. Сущность, цели, задачи, объект, субъект менеджмента. Школы и модели менеджмента. Основные теории и тенденции развития современного менеджмента. Системный процессный, ситуационный подходы в управлении

Тема 3. Общее управление организацией как системой

Понятие организации как системы в различных аспектах. Виды, миссия, цели, принципы, основные и методы управления в организации. Внешняя и внутренняя среда, жизненный цикл организации.          

Тема 4. Планирование как функция управления

Основные функции управления организации. Понятие планирования. Сущность стратегического планирования. Алгоритм стратегического планирования. Виды стратегий.

Тема 5. Управление (руководство) организацией в целом

Организационные структуры управления (ОСУ): принципы и методы построения. Основные параметры ОСУ. Типология ОСУ. Традиционные ОСУ: линейные и функциональные. Адаптивные организационные структуры: дивизиональные и матричные.

Тема 6. Мотивация и контроль как функции управления

Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Контроль и способы его осуществления.

Тема 7. Инфраструктура менеджмента

Понятие инфраструктуры менеджмента. Содержание целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Социофакторы и этика менеджмента. Анализ корпоративной стратегии. Приоритеты фирмы с позиций социальной ответственности. Интеграция и дифференциация в менеджменте.

Тема 8. Управленческие решения в системе менеджмента

Понятие и структура управленческого решения. Сущность, свойства и содержание управленческого решения. Субъекты и типология управленческих решений. Этапы разработки управленческих решений. Процесс принятия рациональных решений в системе менеджмента. Системы принятия управленческих решений. Формы регламентации управленческой деятельности. Управленческие роли субъектов управленческого решения. Сущность, свойства и содержание управленческого решения. Методы принятия решений.

ПРАКТИКУМ

Задания к темам

Тема 1. Введение. Содержание и задачи курса.

  1. Цели, задачи и содержание курса.
  2. Выбрать сущности в соответствии с видами подходов теории менеджмента

Подходы теории менеджмента

Сущность подходов

На основе научных школ

Организация и внешняя среда рассматриваются, как одно целое Конкретно определяется пригодность различных методов управления Непрерывность взаимосвязанных управленческих функций Различные теории управления

Процессный подход

Системный подход

Ситуационный подход

  1. Выбрать основные принципы и положения в соответствии с научными  школами

Школы менеджмента

Основные принципы и положения

Школа научного управления

Оптимизация методов работы по времени, усилию, движению
Абсолютное соблюдение стандартов Оплата по результатам труда
Разделение труда Делегирование полномочий и ответственности Единоначалие Подчинение частных интересов общим Централизация Порядок Мотивация людей социальными потребностями Вовлечение работников в управление Влияние неформальных отношений Математические методы и модели в бизнес-процессе Использование методов статистики

Административная (классическая) школа

Школа человеческих отношений

Школа количественных методов

  1.  В соответствии с процессным подходом выберите сущность функций управления:

Функции управления

Сущность общих функций управления

планирование

Процесс распределения работы и координация деятельности

организация

Процесс определения целей и путей их достижения

мотивация

Постоянная проверка достижения целей организации

контроль

Процесс создания внутреннего побуждения к достижению целей

  1. В соответствии с системным подходом определить что не входит в концепцию «7-S»?

Стра-тегия

Система управле-ния

Квалифи-кация персонала

Струк-тура

Пер-сонал

Организа-ционные ценности

Стиль управ-ления

Внешняя среда

  1. Для использования ситуационного подхода руководитель не должен:
    • освоить универсальные и эффективные средства управления;
    • адекватно интерпретировать ситуацию;
    • постоянно проявлять инициативу;
    • быть свободным в выборе действий;
    • предвидеть последствия принимаемых решений;
    • увязывать конкретные приёмы с конкретными ситуациями;
  2. Охарактеризовать основные задачи менеджмента
  3. Цели и задачи менеджера
  4. Продукты и результаты управленческого труда.

Тема 2. Сущность и содержание теории менеджмента

  1. Распределить содержание сущности управления в соответствии с его видом:  

Виды управления

Сущность вида управления

Техническое управление

Управление производственной и экономической деятельностью различных организаций

Государственное управление

Внедрение в сознание концепций развития общества, формируемых политическими партиями

Идеологическое управление

Общественное управление социальными процессами

Социальное управление

Управление социально-экономической жизнью общества через различные институты

Хозяйственное управление

Управление технологическими процессами, движением технических средств

  1. В чём отличие теории менеджмента от теории управления?
  2. Что является предметом управленческого труда?
  • информация;
  • персонал организации;
  • управленческое решение
  1. Что является результатом управленческой деятельности?
  • информация;
  • персонал организации;
  • управленческое решение
  1. Основные теории и тенденции развития современного менеджмента
  2. Субъекты и объекты менеджмента
  3. Азиатская модель менеджмента
  4. Западная модель менеджмента

Тема 3. Общее управление организацией как системой

  1. Классификация миссий организации
  2. Классификация целей организации
  3. Основные законы управления организации
  4. Основные принципы управления организацией
  5. Административно-правовые методы управления
  6. Социально-психологические методы управления
  7. Экономические методы управления организацией
  8. Отличительные признаки формальной от неформальной организации:

Вид организации

Отличительные признаки

Формальная

защита общих интересов, наличие устава, оказание помощи, наличие учредительного договора, юридическое лицо, получение информации

Неформальная

  1. Отличительные признаки менеджера в организации и предпринимателя:

Менеджер

Предвидеть последствия принимаемых решений Самостоятельный субъект рыночных отношений Отказ от личных выгод ради целей фирмы Новаторский дух поведения Принятие ответственности
Постоянное стремление к знаниям Постоянно проявлять инициативу
Терпимо относиться к критике Свобода выбора действий

Предприниматель

  1. Распределите организации на коммерческие и некоммерческие:

Вид организации

Формы организаций

Коммерческие

ОАО, религиозные организации, ЗАО, учреждения, благотворительные фонды, ООО, ассоциации, союзы, потребительские кооперативы, производственные кооперативы, товарищества, ГУПы, МУПы, общественные организации

Некоммерческие

  1. Привести примеры работы акционерных обществ (ОАО, ЗАО):

компетенция органов управления и контроля: общее собрание; совет директоров, исполнительный орган, контролирующий орган, ревизионная комиссия.

  1. Привести примеры работы производственных кооперативов

компетенция органов управления и контроля: общее собрание; наблюдательный совет, исполнительный орган (правление, председатель), ревизионная комиссия.

  1. Привести примеры работы обществ с ограниченной ответственностью

компетенция органов управления и контроля: общее собрание; совет директоров, исполнительный орган, ревизионная комиссия.

  1. Привести примеры работы унитарных предприятий

компетенция органов управления и контроля: директор представляет собственнику отчёты, аудиторская проверка на основании договора с собственником.

  1.  Что включает в себя внешняя среда?
  2. Что включает в себя внутренняя среда?
  3. Этапы ЖЦП
  4. Ценности, определяющие эффективность предприятия

Тема 4. Планирование как функция менеджмента.

  1. Привести в соответствие специальные функции и их содержание

Функции управления

Содержание специальных функций управления организации

производством

Определение объёма текущего выпуска продукции или оказанных услуг Расстановка кадров Поставка сырья и комплектующих Ремонт и устранение сбоев в технологическом процессе, контроль качества Заключение хоздоговоров закупка, доставка, хранение сырья и комплектующих Научные и прикладные исследования Создание опытных образцов Внедрение в производство Изучение рынков Формирование каналов сбыта Ценовая политика Реклама Отправка готовой продукции Подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации Мотивация труда Благоприятный климат Улучшение условий труда Бюджет и финансовый план Распределение ресурсов, портфеля инвестиций Оценка финансового состояния Сбор, обработка, анализ данных Прогнозирование Мониторинг Корректировка

материально-техническим снабжением

инновациями

маркетингом и сбытом

кадрами

финансами

учёта и анализа хозяйственной деятельности

  1. Текущее и оперативное планирование. Сущность и основные этапы.
  2. Сущность стратегического планирования.
  3. Типы стратегий.
  4. Основные этапы стратегического планирования.
  5. Методы стратегического анализа внешней и внутренней среды.
  6. Методы стратегического планирования.
  7. Этапы реализации стратегии высшим руководством.
  8. Алгоритм стратегического планирования.
  9. Виды стратегий.

Тема 5. Управление (руководство) организацией в целом

1. Выберите неадекватное определение термина:


Термин

Определение термина

ОСУ – это:

Упорядоченная совокупность органов управления. Стратификация управленческой структуры. Состав и взаимосвязи управленческих подразделений фирмы. Форма разделения труда по функциям управления.

2. Организационные структуры управления (ОСУ). Принципы построения.
3. Традиционные ОСУ: линейные. Преимущества и недостатки.
4. Традиционные ОСУ: функциональные. Преимущества и недостатки.
5. Традиционные ОСУ: линейно-функциональные. Преимущества и недостатки.
6. Дивизиональные ОСУ: продуктовые. Преимущества и недостатки.
7. Дивизиональные ОСУ: потребительские. Преимущества и недостатки.
8. Дивизиональные ОСУ: региональные. Преимущества и недостатки.
9. Адаптивные ОСУ: проектные. Преимущества и недостатки.
10. Адаптивные ОСУ: сетевые. Преимущества и недостатки.
11. Адаптивные ОСУ: матричные. Преимущества и недостатки.
12. Нарисуйте схему структуры управления известной Вам организации.
Оцените её с точки зрения выполняемых функций управления, целей и стратегии.
13. Заполните таблицу по видам полномочий у руководителей и специалистов:


Должность по штатному расписанию

Полномочия

линей-ные

функцио-нальные

рекоменда-тельные

консуль-тативные

обязательного согласования

1. Директор

 

 

 

 

 

2. Зам. директора

 

 

 

 

 

3. Главбух

 

 

 

 

 

4. Начальник ОК

 

 

 

 

 

5. Начальник ОТК

 

 

 

 

 

6. Начальник ПФО

 

 

 

 

 

7. Юрист

 

 

 

 

 

8. Психолог

 

 

 

 

 

Тема 6. Мотивация и контроль как функции менеджмента

Содержательные теории мотивации (отличительные особенности):
1. Теория потребностей Маслоу.
2. Теория потребностей: существования, связи и роста.
3. Теория приобретённых потребностей: достижения, соучастия, властвования.
4. Теория двух факторов: процесса удовлетворённости и процесса неудовлетворённости у человека.
Теории процесса мотивации (отличительные особенности):
5. Теория справедливости.
6.  теория ожидания.
7. Теория постановки цели.
8. Концепция партисипативного (стремление участвовать) управления.
9. Заполнить таблицу:


Должность
работника

Желания и потребности работника

Адекватные желаниям и потребностям теории мотивации

Способы
мотивации

Ректор

 

 

 

Проректор

 

 

 

Зав. кафедрой

 

 

 

Преподаватель

 

 

 

Студент

 

 

 

10. Нарисуйте схему мотивационного процесса: появление и поиск путей устранения потребностей, определение направления и осуществление действия, вознаграждение, устранение потребностей
11. Виды, сущность контроля и способы его осуществления.
12. Распределить виды контроля по соответствующим типам:


Типы контроля

Виды контроля

внутренний

Стратегический Операционный Банковский Валютный Контроль поставок Контроль ФОТ  Производственный Приёмочный Бюджетный Налоговый Экспортный Экологический Таможенный

внешний

13. Распределить содержание внутреннего контроля по соответствующим ему видам:


Виды внутреннего контроля

Содержание внутреннего контроля

Предварительный

Проверка документов по форме и содержанию Оценка персонала Оценка состояния ресурсов Оценка отклонений от заданных режимов Качество выполнения работ Сопоставление результатов с нормативами Определение допусков отклонений Поощрение работников по итоговым результатам

Текущий (промежуточный)

Итоговый (заключительный)

14. Прокомментировать требования к контролю: ориентация на результат, объективность, своевременность, гибкость, простота и экономичность
15. Этапы проведения контроля.

Тема 7. Инфраструктура менеджмента

  1. Понятие инфраструктуры менеджмента.
  2. Содержание целевой подсистемы.
  3. Содержание обеспечивающей подсистемы
  4. Содержание управляемой подсистемы.
  5. Содержание управляющей подсистемы.
  6. Социофакторы и этика менеджмента.
  7. Анализ корпоративной стратегии.
  8. Приоритеты фирмы с позиций социальной ответственности.
  9. Интеграция и дифференциация в менеджменте.

Тема 8. Управленческие решения в системе менеджмента

1. Понятие и структура управленческого решения (выбор альтернативы, действия по достижению целей, реакция на проблему).
2. Классификация УР:


Классификационный признак

Виды управленческих решений

Характер задач

Экономические, детерминированные, стратегические, текущие, технологические, организация, тактические, организационные, краткосрочные, подразделение, вероятностные, среднесрочные, работник, долгосрочные, однокритериальные, недокументированные, коллективные, единичные, коллегиальные, многокритериальные, документированные,

Значимость цели

Сфера воздействия

Срок реализации

Характер информации

Число критериев выбора

Форма принятия

Способ фиксации

3. Сущность, свойства и содержание управленческого решения.
4. Субъекты и типология управленческих решений.
5. Этапы разработки управленческих решений.
6. Процесс принятия рациональных решений в системе менеджмента и его этапы.
7. Системы принятия управленческих решений.
8. Формы регламентации управленческой деятельности.
9. Управленческие роли субъектов управленческого решения.
10. Методы принятия решений.

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Основная:

  1. Коробко В. И. Теория управления. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012, 383 стр.
  2. Аверченков В.И., Ерохин В.В.. Системы организационного управления: учебное пособие. М.: Флинта, 2011 г. 208 стр.
  3. Батурин В. К. Общая теория управления. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012, 487стр.

Дополнительная:

  1. Менеджмент: учебник. Под  ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. 343 стр.
  2. Коротков Э.М., Алексеевский В.С.Введение в специальность «Менеджмент организации»: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. 159 стр.
  3. Основы менеджмента: учебник  под ред. И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. 271 стр.

Периодические издания

  1. Право и экономика. Издательство: Юстицинформ.
  2. Законодательство и экономика. Издательство: ЗАО «Законодательство и экономика».
  3. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. Издательство Московского университета.
  4. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). Издательство Московского университета.
  5. Муниципальное право

Информационное обеспечение

  1. Информационно-правовая база «Гарант»
  2. Программное обеспечение компании IBM

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В процессе преподавания дисциплины используются следующие технические средства:

  1. интерактивная доска;
  2. компьютер;
  3. видеопроектор;
  4. система интерактивного опроса.

Вопросы к зачету

  1. Понятие и содержание менеджмента.
  2. Сущность менеджмента.
  3. Принципы эффективного менеджмента.
  4. Цели, задачи, объект, субъект менеджмента.
  5. Школы менеджмента.
  6. Модели менеджмента.
  7. Основные теории тенденции развития современного менеджмента.
  8. Принципы менеджмента организации.
  9. Понятие и виды функций менеджмента.
  10. Основные понятия и категории стратегического менеджмента.
  11. Влияние внешней и внутренней среды на управление организации.
  12. Этапы жизненного цикла организации.
  13. Методы менеджмента.
  14. Сущность планирования как одной из основных функций менеджмента.
  15. Организационные структуры управления: принципы и методы построения.
  16. Мотивации в управлении.
  17. Контроль и регулирование в управлении.
  18. Содержание подсистем инфраструктуры менеджмента.
  19. Интеграция и дифференциация в менеджменте.
  20. Сущность, свойства и содержание управленческого решения.
  21. Субъекты и типология управленческих решений.
  22. Этапы разработки управленческих решений.
  23. Процесс принятия рациональных решений в системе менеджмента.
  24. Методы принятия решений.
  25. Принятие решения, субъекты и типология управленческих решений.
  26. Функции государственного служащего.
  27. Централизация и децентрализация задач управления.
  28. Система мотивации организации.
  29. Основные правила делового общения.
  30. Неформальные группы и лидеры коллектива.
  31. Социальная эффективность менеджмента.
  32. Неформальные коллективы.
  33. Влияние и власть.
  34. Понятие управленческой информации.
  35. Место маркетинга в управлении организацией.
  36. Управление разработкой товара.
  37. Организация процесса товародвижения.
  38. Функции, субъекты и методы управления персоналом.