Теория управления
Общее количество часов по учебному плану: ч.
Всего аудиторных часов: ч.
Лекции: ч.
Практические занятия: ч.
Самостоятельная работа: ч.
Форма контроля – зачет (3 месяц обучения)
Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний, приобретение практических навыков и эффективного применения их на практике специалистами менеджерами высшего, среднего и низшего звена в организации в соответствии с международными требованиями.
- изучение современных методов и организации управления (менеджмента) в организациях (на предприятиях) всех видов и форм собственности для их успешной деятельности в условиях рыночной экономики;
- получение студентами необходимого объема теоретических знаний и практических умений решения управленческих задач;
- приобретение студентами необходимых навыков сбора, обработки, обобщения, анализа, прогнозирования необходимой информации о факторах влияния внешней и внутренней среды организации для принятия адекватных управленческих решений;
- формирование у будущих специалистов управленческих основ деятельности, культуры производства и мышления управленца нового типа с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта управления.
Перечень формируемых компетенций
В результате освоения данной дисциплины слушатель должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
- ОК-5 – способен учитывать психологические особеннсти участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;
- ОК-6 – способен эффективно взаимодействовать с представителями различных образовательных учреждений и другими специалистами в области образования по вопросам развития системы образования;
- ОК-7 – способен готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
профессиональными компетенциями (ПК):
в организационно-управленческой деятельности:
- ПК-1 – готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области образовательной сферы;
- ПК-2 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы, регламентирующие образовательную деятельность;
- ПК-3 – готов организовывать и планировать различные виды образовательной деятельности;
- ПК-4 – способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
- ПК-5 – готовностью к разработке процедур и методов мониторинга в образовательной сфере;
- ПК-6 – способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
- ПК-7 – способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
- ПК-8 – владением современными технологиями управления персоналом;
- ПК-9 – способностью планировать деятельность организаций в сфере образования;
- ПК-10 – готовностью участвовать во внедрении образовательных инноваций;
- ПК-11 – знанием современных концепций организации образовательной деятельности и готовностью к их применению;
- ПК-12 – знанием современной системы управления образовательными системами;
в информационно-аналитической деятельности:
- ПК-13 – способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ различных ступеней образования;
- ПК-14 – способностью использовать знание экономических особенностей образовательной сферы;
- ПК-15 – способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
- ПК-16 – владением техниками финансового планирования и прогнозирования;
- ПК-17 – способностью проводить мониторинг деятельности образовательной организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;
в предпринимательской деятельности:
- ПК-18 – способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования.
Содержание разделов учебной дисциплины
Тема 1. Введение. Содержание и задачи курса
Необходимость изучения курса. Сущность менеджмента и его содержание. Цели и задачи менеджера. Продукт и результата управленческого труда. Необходимость эффективного управления предприятия.
Тема 2. Сущность и содержание теории управления
Понятие и содержание менеджмента. Сущность, цели, задачи, объект, субъект менеджмента. Школы и модели менеджмента. Основные теории и тенденции развития современного менеджмента. Системный процессный, ситуационный подходы в управлении
Тема 3. Общее управление организацией как системой
Понятие организации как системы в различных аспектах. Виды, миссия, цели, принципы, основные и методы управления в организации. Внешняя и внутренняя среда, жизненный цикл организации.
Тема 4. Планирование как функция управления
Основные функции управления организации. Понятие планирования. Сущность стратегического планирования. Алгоритм стратегического планирования. Виды стратегий.
Тема 5. Управление (руководство) организацией в целом
Организационные структуры управления (ОСУ): принципы и методы построения. Основные параметры ОСУ. Типология ОСУ. Традиционные ОСУ: линейные и функциональные. Адаптивные организационные структуры: дивизиональные и матричные.
Тема 6. Мотивация и контроль как функции управления
Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Контроль и способы его осуществления.
Тема 7. Инфраструктура менеджмента
Понятие инфраструктуры менеджмента. Содержание целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Социофакторы и этика менеджмента. Анализ корпоративной стратегии. Приоритеты фирмы с позиций социальной ответственности. Интеграция и дифференциация в менеджменте.
Тема 8. Управленческие решения в системе менеджмента
Понятие и структура управленческого решения. Сущность, свойства и содержание управленческого решения. Субъекты и типология управленческих решений. Этапы разработки управленческих решений. Процесс принятия рациональных решений в системе менеджмента. Системы принятия управленческих решений. Формы регламентации управленческой деятельности. Управленческие роли субъектов управленческого решения. Сущность, свойства и содержание управленческого решения. Методы принятия решений.
ПРАКТИКУМ
Задания к темам
Тема 1. Введение. Содержание и задачи курса.
- Цели, задачи и содержание курса.
- Выбрать сущности в соответствии с видами подходов теории менеджмента
Подходы теории менеджмента |
Сущность подходов |
На основе научных школ |
Организация и внешняя среда рассматриваются, как одно целое Конкретно определяется пригодность различных методов управления Непрерывность взаимосвязанных управленческих функций Различные теории управления |
Процессный подход |
|
Системный подход |
|
Ситуационный подход |
- Выбрать основные принципы и положения в соответствии с научными школами
Школы менеджмента |
Основные принципы и положения |
Школа научного управления |
Оптимизация методов работы по времени, усилию, движению |
Административная (классическая) школа |
|
Школа человеческих отношений |
|
Школа количественных методов |
- В соответствии с процессным подходом выберите сущность функций управления:
Функции управления |
Сущность общих функций управления |
планирование |
Процесс распределения работы и координация деятельности |
организация |
Процесс определения целей и путей их достижения |
мотивация |
Постоянная проверка достижения целей организации |
контроль |
Процесс создания внутреннего побуждения к достижению целей |
- В соответствии с системным подходом определить что не входит в концепцию «7-S»?
Стра-тегия |
Система управле-ния |
Квалифи-кация персонала |
Струк-тура |
Пер-сонал |
Организа-ционные ценности |
Стиль управ-ления |
Внешняя среда |
- Для использования ситуационного подхода руководитель не должен:
- освоить универсальные и эффективные средства управления;
- адекватно интерпретировать ситуацию;
- постоянно проявлять инициативу;
- быть свободным в выборе действий;
- предвидеть последствия принимаемых решений;
- увязывать конкретные приёмы с конкретными ситуациями;
- Охарактеризовать основные задачи менеджмента
- Цели и задачи менеджера
- Продукты и результаты управленческого труда.
Тема 2. Сущность и содержание теории менеджмента
- Распределить содержание сущности управления в соответствии с его видом:
Виды управления |
Сущность вида управления |
Техническое управление |
Управление производственной и экономической деятельностью различных организаций |
Государственное управление |
Внедрение в сознание концепций развития общества, формируемых политическими партиями |
Идеологическое управление |
Общественное управление социальными процессами |
Социальное управление |
Управление социально-экономической жизнью общества через различные институты |
Хозяйственное управление |
Управление технологическими процессами, движением технических средств |
- В чём отличие теории менеджмента от теории управления?
- Что является предметом управленческого труда?
- информация;
- персонал организации;
- управленческое решение
- Что является результатом управленческой деятельности?
- информация;
- персонал организации;
- управленческое решение
- Основные теории и тенденции развития современного менеджмента
- Субъекты и объекты менеджмента
- Азиатская модель менеджмента
- Западная модель менеджмента
Тема 3. Общее управление организацией как системой
- Классификация миссий организации
- Классификация целей организации
- Основные законы управления организации
- Основные принципы управления организацией
- Административно-правовые методы управления
- Социально-психологические методы управления
- Экономические методы управления организацией
- Отличительные признаки формальной от неформальной организации:
Вид организации |
Отличительные признаки |
Формальная |
защита общих интересов, наличие устава, оказание помощи, наличие учредительного договора, юридическое лицо, получение информации |
Неформальная |
-
Отличительные признаки менеджера в организации и предпринимателя:
Менеджер |
Предвидеть последствия принимаемых решений Самостоятельный субъект рыночных отношений Отказ от личных выгод ради целей фирмы Новаторский дух поведения Принятие ответственности |
Предприниматель |
-
Распределите организации на коммерческие и некоммерческие:
Вид организации |
Формы организаций |
Коммерческие |
ОАО, религиозные организации, ЗАО, учреждения, благотворительные фонды, ООО, ассоциации, союзы, потребительские кооперативы, производственные кооперативы, товарищества, ГУПы, МУПы, общественные организации |
Некоммерческие |
- Привести примеры работы акционерных обществ (ОАО, ЗАО):
компетенция органов управления и контроля: общее собрание; совет директоров, исполнительный орган, контролирующий орган, ревизионная комиссия.
- Привести примеры работы производственных кооперативов
компетенция органов управления и контроля: общее собрание; наблюдательный совет, исполнительный орган (правление, председатель), ревизионная комиссия.
- Привести примеры работы обществ с ограниченной ответственностью
компетенция органов управления и контроля: общее собрание; совет директоров, исполнительный орган, ревизионная комиссия.
- Привести примеры работы унитарных предприятий
компетенция органов управления и контроля: директор представляет собственнику отчёты, аудиторская проверка на основании договора с собственником.
- Что включает в себя внешняя среда?
- Что включает в себя внутренняя среда?
- Этапы ЖЦП
- Ценности, определяющие эффективность предприятия
Тема 4. Планирование как функция менеджмента.
- Привести в соответствие специальные функции и их содержание
Функции управления |
Содержание специальных функций управления организации |
производством |
Определение объёма текущего выпуска продукции или оказанных услуг Расстановка кадров Поставка сырья и комплектующих Ремонт и устранение сбоев в технологическом процессе, контроль качества Заключение хоздоговоров закупка, доставка, хранение сырья и комплектующих Научные и прикладные исследования Создание опытных образцов Внедрение в производство Изучение рынков Формирование каналов сбыта Ценовая политика Реклама Отправка готовой продукции Подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации Мотивация труда Благоприятный климат Улучшение условий труда Бюджет и финансовый план Распределение ресурсов, портфеля инвестиций Оценка финансового состояния Сбор, обработка, анализ данных Прогнозирование Мониторинг Корректировка |
материально-техническим снабжением |
|
инновациями |
|
маркетингом и сбытом |
|
кадрами |
|
финансами |
|
учёта и анализа хозяйственной деятельности |
- Текущее и оперативное планирование. Сущность и основные этапы.
- Сущность стратегического планирования.
- Типы стратегий.
- Основные этапы стратегического планирования.
- Методы стратегического анализа внешней и внутренней среды.
- Методы стратегического планирования.
- Этапы реализации стратегии высшим руководством.
- Алгоритм стратегического планирования.
- Виды стратегий.
Тема 5. Управление (руководство) организацией в целом
1. Выберите неадекватное определение термина:
Термин |
Определение термина |
ОСУ – это: |
Упорядоченная совокупность органов управления. Стратификация управленческой структуры. Состав и взаимосвязи управленческих подразделений фирмы. Форма разделения труда по функциям управления. |
2. Организационные структуры управления (ОСУ). Принципы построения.
3. Традиционные ОСУ: линейные. Преимущества и недостатки.
4. Традиционные ОСУ: функциональные. Преимущества и недостатки.
5. Традиционные ОСУ: линейно-функциональные. Преимущества и недостатки.
6. Дивизиональные ОСУ: продуктовые. Преимущества и недостатки.
7. Дивизиональные ОСУ: потребительские. Преимущества и недостатки.
8. Дивизиональные ОСУ: региональные. Преимущества и недостатки.
9. Адаптивные ОСУ: проектные. Преимущества и недостатки.
10. Адаптивные ОСУ: сетевые. Преимущества и недостатки.
11. Адаптивные ОСУ: матричные. Преимущества и недостатки.
12. Нарисуйте схему структуры управления известной Вам организации.
Оцените её с точки зрения выполняемых функций управления, целей и стратегии.
13. Заполните таблицу по видам полномочий у руководителей и специалистов:
Должность по штатному расписанию |
Полномочия |
||||
линей-ные |
функцио-нальные |
рекоменда-тельные |
консуль-тативные |
обязательного согласования |
|
1. Директор |
|
|
|
|
|
2. Зам. директора |
|
|
|
|
|
3. Главбух |
|
|
|
|
|
4. Начальник ОК |
|
|
|
|
|
5. Начальник ОТК |
|
|
|
|
|
6. Начальник ПФО |
|
|
|
|
|
7. Юрист |
|
|
|
|
|
8. Психолог |
|
|
|
|
|
Тема 6. Мотивация и контроль как функции менеджмента
Содержательные теории мотивации (отличительные особенности):
1. Теория потребностей Маслоу.
2. Теория потребностей: существования, связи и роста.
3. Теория приобретённых потребностей: достижения, соучастия, властвования.
4. Теория двух факторов: процесса удовлетворённости и процесса неудовлетворённости у человека.
Теории процесса мотивации (отличительные особенности):
5. Теория справедливости.
6. теория ожидания.
7. Теория постановки цели.
8. Концепция партисипативного (стремление участвовать) управления.
9. Заполнить таблицу:
Должность работника |
Желания и потребности работника |
Адекватные желаниям и потребностям теории мотивации |
Способы |
Ректор |
|
|
|
Проректор |
|
|
|
Зав. кафедрой |
|
|
|
Преподаватель |
|
|
|
Студент |
|
|
|
10. Нарисуйте схему мотивационного процесса: появление и поиск путей устранения потребностей, определение направления и осуществление действия, вознаграждение, устранение потребностей
11. Виды, сущность контроля и способы его осуществления.
12. Распределить виды контроля по соответствующим типам:
Типы контроля |
Виды контроля |
внутренний |
Стратегический Операционный Банковский Валютный Контроль поставок Контроль ФОТ Производственный Приёмочный Бюджетный Налоговый Экспортный Экологический Таможенный |
внешний |
13. Распределить содержание внутреннего контроля по соответствующим ему видам:
Виды внутреннего контроля |
Содержание внутреннего контроля |
Предварительный |
Проверка документов по форме и содержанию Оценка персонала Оценка состояния ресурсов Оценка отклонений от заданных режимов Качество выполнения работ Сопоставление результатов с нормативами Определение допусков отклонений Поощрение работников по итоговым результатам |
Текущий (промежуточный) |
|
Итоговый (заключительный) |
14. Прокомментировать требования к контролю: ориентация на результат, объективность, своевременность, гибкость, простота и экономичность
15. Этапы проведения контроля.
Тема 7. Инфраструктура менеджмента
- Понятие инфраструктуры менеджмента.
- Содержание целевой подсистемы.
- Содержание обеспечивающей подсистемы
- Содержание управляемой подсистемы.
- Содержание управляющей подсистемы.
- Социофакторы и этика менеджмента.
- Анализ корпоративной стратегии.
- Приоритеты фирмы с позиций социальной ответственности.
- Интеграция и дифференциация в менеджменте.
Тема 8. Управленческие решения в системе менеджмента
1. Понятие и структура управленческого решения (выбор альтернативы, действия по достижению целей, реакция на проблему).
2. Классификация УР:
Классификационный признак |
Виды управленческих решений |
Характер задач |
Экономические, детерминированные, стратегические, текущие, технологические, организация, тактические, организационные, краткосрочные, подразделение, вероятностные, среднесрочные, работник, долгосрочные, однокритериальные, недокументированные, коллективные, единичные, коллегиальные, многокритериальные, документированные, |
Значимость цели |
|
Сфера воздействия |
|
Срок реализации |
|
Характер информации |
|
Число критериев выбора |
|
Форма принятия |
|
Способ фиксации |
3. Сущность, свойства и содержание управленческого решения.
4. Субъекты и типология управленческих решений.
5. Этапы разработки управленческих решений.
6. Процесс принятия рациональных решений в системе менеджмента и его этапы.
7. Системы принятия управленческих решений.
8. Формы регламентации управленческой деятельности.
9. Управленческие роли субъектов управленческого решения.
10. Методы принятия решений.
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
Основная:
- Коробко В. И. Теория управления. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012, 383 стр.
- Аверченков В.И., Ерохин В.В.. Системы организационного управления: учебное пособие. М.: Флинта, 2011 г. 208 стр.
- Батурин В. К. Общая теория управления. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012, 487стр.
Дополнительная:
- Менеджмент: учебник. Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. 343 стр.
- Коротков Э.М., Алексеевский В.С.Введение в специальность «Менеджмент организации»: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. 159 стр.
- Основы менеджмента: учебник под ред. И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. 271 стр.
Периодические издания
- Право и экономика. Издательство: Юстицинформ.
- Законодательство и экономика. Издательство: ЗАО «Законодательство и экономика».
- Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. Издательство Московского университета.
- Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). Издательство Московского университета.
- Муниципальное право
Информационное обеспечение
- Информационно-правовая база «Гарант»
- Программное обеспечение компании IBM
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
В процессе преподавания дисциплины используются следующие технические средства:
- интерактивная доска;
- компьютер;
- видеопроектор;
- система интерактивного опроса.
Вопросы к зачету
- Понятие и содержание менеджмента.
- Сущность менеджмента.
- Принципы эффективного менеджмента.
- Цели, задачи, объект, субъект менеджмента.
- Школы менеджмента.
- Модели менеджмента.
- Основные теории тенденции развития современного менеджмента.
- Принципы менеджмента организации.
- Понятие и виды функций менеджмента.
- Основные понятия и категории стратегического менеджмента.
- Влияние внешней и внутренней среды на управление организации.
- Этапы жизненного цикла организации.
- Методы менеджмента.
- Сущность планирования как одной из основных функций менеджмента.
- Организационные структуры управления: принципы и методы построения.
- Мотивации в управлении.
- Контроль и регулирование в управлении.
- Содержание подсистем инфраструктуры менеджмента.
- Интеграция и дифференциация в менеджменте.
- Сущность, свойства и содержание управленческого решения.
- Субъекты и типология управленческих решений.
- Этапы разработки управленческих решений.
- Процесс принятия рациональных решений в системе менеджмента.
- Методы принятия решений.
- Принятие решения, субъекты и типология управленческих решений.
- Функции государственного служащего.
- Централизация и децентрализация задач управления.
- Система мотивации организации.
- Основные правила делового общения.
- Неформальные группы и лидеры коллектива.
- Социальная эффективность менеджмента.
- Неформальные коллективы.
- Влияние и власть.
- Понятие управленческой информации.
- Место маркетинга в управлении организацией.
- Управление разработкой товара.
- Организация процесса товародвижения.
- Функции, субъекты и методы управления персоналом.