Мониторинг в образовании
для дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки «Менеджер образования»
Общее количество часов по учебному плану: ч.
Всего аудиторных часов: ч.
Лекции: ч.
Практические занятия: ч.
Самостоятельная работа: ч.
Форма контроля – зачет (3 месяц обучения)
Цели и задачи дисциплины
Цель курса: вооружить слушателей знаниями и умениями, связанными с осуществлением мониторинга образовательных процессов в образовательных учреждениях разных видов.
Задачи курса:
- познакомить студентов с сущностью и основными задачами мониторинга образовательного процесса;
- сформировать знания о видах мониторинга и сферах его применения в управлении образованием;
- сформировать представление о мониторинге как функции управления инновациями в образовательных системах;
- сформировать умения и навыки осуществления мониторинга образовательных процессов.
Перечень формируемых компетенций
В результате освоения данной дисциплины слушатель должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
- ОК-5 – способен учитывать психологические особенности участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;
- ОК-6 – способен эффективно взаимодействовать с представителями различных образовательных учреждений и другими специалистами в области образования по вопросам развития системы образования;
- ОК-7 – способен готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
профессиональными компетенциями (ПК):
в организационно-управленческой деятельности:
- ПК-1 – готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области образовательной сферы;
- ПК-2 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы, регламентирующие образовательную деятельность;
- ПК-3 – готов организовывать и планировать различные виды образовательной деятельности;
- ПК-4 – способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
- ПК-5 – готовностью к разработке процедур и методов мониторинга в образовательной сфере;
- ПК-6 – способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
- ПК-7 – способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
- ПК-8 – владением современными технологиями управления персоналом;
- ПК-9 – способностью планировать деятельность организаций в сфере образования;
- ПК-10 – готовностью участвовать во внедрении образовательных инноваций;
- ПК-11 – знанием современных концепций организации образовательной деятельности и готовностью к их применению;
- ПК-12 – знанием современной системы управления образовательными системами;
в информационно-аналитической деятельности:
- ПК-13 – способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ различных ступеней образования;
- ПК-14 – способностью использовать знание экономических особенностей образовательной сферы;
- ПК-15 – способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
- ПК-16 – владением техниками финансового планирования и прогнозирования;
- ПК-17 – способностью проводить мониторинг деятельности образовательной организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;
в предпринимательской деятельности:
- ПК-18 – способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования.
В результате изучения курса слушатели должны знать:
- сущность и основные особенности мониторинга образовательного процесса;
- основные виды мониторинга образовательных процессов;
- условия применения различных видов мониторинга в практике управления образовательными системами;
уметь:
- осуществлять диагностическую, аналитическую и корректирующую деятельность в рамках единой системы мониторинга образовательных процессов;
- выбирать и применять изученные способы осуществления мониторинга в управлении развивающимися образовательными системами;
владеть:
- навыками проектирования и анализа систем мониторинга в образовании.
Содержание разделов дисциплины
Мониторинг в системе управления образовательным процессом
Понятие о мониторинге. Специфика осуществления мониторинга в управлении образовательными системами. Мониторинг как синтетическая функция управления развивающейся системой. Реализация диагностической, аналитической и корректирующей деятельности в педагогическом мониторинге. Различие между мониторингом и научным исследованием.
Изучение в системе мониторинга образовательного процесса
Диагностика и контрольно-диагностические методы в мониторинге образовательного процесса. Экспертиза и экспертные методы в мониторинге. применение в мониторинге методов теоретического познания. математические методы, их применение в мониторинге образовательных систем.
Виды и направления мониторинга в управлении образовательными системами
Разнообразие задач мониторинга образовательного процесса. виды мониторинга. информационный, базовый, проблемный, управленческий мониторинг. динамический, конкурентный, сравнительный, комплексный мониторинг. Педагогический мониторинг. образовательный мониторинг. принципы образовательного мониторинга. Школьный, муниципальный, региональный и федеральный уровни мониторинга. Понятие о мониторинге качества в образовании. понятие о мониторинге инновационных процессов в образовании.
Организация систем мониторинга в образовании
Понятие о системах мониторинга в образовании. Многообразие систем мониторинга. особенности построения систем мониторинга на разных уровнях управления образованием. Организация систем мониторинга качества образования. информационные технологии в мониторинге образовательного процесса. Организация систем мониторинга инновационных процессов в образовании. Организация системы квалиметрического мониторинга.
Мониторинг в общеобразовательной школе
Образовательные стандарты как базовая основа формирования системы мониторинга образования в общеобразовательной школе. Объекты школьного мониторинга. Основные направления школьного мониторинга. Информационные технологии в системе школьного мониторинга.
Профессиографический мониторинг в вузе
Стандарты общего и профессионального образования как базовая основа формирования системы мониторинга образования в учреждениях профессионального образования. Профессиографический подход к организации мониторинга в учреждениях профобразования. Организация профессиографического мониторинга в системе высшего образования. Технология профессиографического мониторинга в педагогическом вузе. Управление качеством образования в учреждениях ВПО на основе мониторинга.
Мониторинг в управлении системами образования муниципального и регионального уровней.
Особенности построение систем мониторинга на муниципальном и региональном уровнях. Содержание взаимодействия субъектов муниципального и регионального уровня в реализации региональной системы мониторинга развития образования. Нормативно-правовое обеспечения внутриведомственных и межведомственных связей при формировании системы мониторинга муниципального и регионального уровней. Основные направления мониторинга в управлении образованием в городе, районе, регионе.
Мониторинг в реализации приоритетного национального проекта «образование»
Сущность, цели, и основные направления реализации ПИНПО. Организация общественной экспертизы работы инновационных школ и лучших учителей. Принципы, виды и содержание мониторинга ПИНПО. Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших школ России в рамках ПИНПО. Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших учителей России в рамках ПИНПО.
Планы лекций
1. Мониторинг в системе управления образовательным процессом
- Понятие о мониторинге.
- Специфика осуществления мониторинга в управлении образовательными системами.
- Различие между мониторингом и научным исследованием.
2. Изучение в системе мониторинга образовательного процесса
- Диагностика и контрольно-диагностические методы в мониторинге образовательного процесса.
- Экспертиза и экспертные методы в мониторинге.
- Применение в мониторинге методов теоретического познания.
- Математические методы, их применение в мониторинге образовательных систем.
3. Виды и направления мониторинга в управлении образовательными системами
- Разнообразие задач мониторинга образовательного процесса.
- Виды мониторинга. Информационный, базовый, проблемный, управленческий мониторинг. Динамический, конкурентный, сравнительный, комплексный мониторинг.
- Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга.
4. Организация систем мониторинга в образовании
- Понятие о системах мониторинга в образовании. Многообразие систем мониторинга.
- Особенности построения систем мониторинга на разных уровнях управления образованием.
- Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса.
5. Мониторинг в общеобразовательной школе
- Образовательные стандарты как базовая основа формирования системы мониторинга образования в общеобразовательной школе.
- Объекты школьного мониторинга.
- Основные направления школьного мониторинга.
6. Профессиографический мониторинг в вузе
- Стандарты общего и профессионального образования как базовая основа формирования системы мониторинга образования в учреждениях профессионального образования.
- Профессиографический подход к организации мониторинга в учреждениях профобразования.
- Организация профессиографического мониторинга в системе высшего образования.
- Технология профессиографического мониторинга в педагогическом вузе.
- Управление качеством образования в учреждениях ВПО на основе мониторинга.
7. Мониторинг в управлении системами образования муниципального и регионального уровней
- Особенности построение систем мониторинга на муниципальном и региональном уровнях.
- Содержание взаимодействия субъектов муниципального и регионального уровня в реализации региональной системы мониторинга развития образования.
8. Мониторинг в реализации Приоритетного национального проекта «Образование»
- Сущность, цели, и основные направления реализации ПИНПО.
- Организация общественной экспертизы работы инновационных школ и лучших учителей.
- Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших учителей России в рамках ПИНПО.
Планы семинаров
1. Изучение в системе мониторинга образовательного процесса
- Диагностика и контрольно-диагностические методы в мониторинге образовательного процесса.
- Экспертиза и экспертные методы в мониторинге.
- Применение в мониторинге методов теоретического познания.
- Математические методы, их применение в мониторинге образовательных систем.
2. Виды и направления мониторинга в управлении образовательными системами
- Разнообразие задач мониторинга образовательного процесса.
- Виды мониторинга. Информационный, базовый, проблемный, управленческий мониторинг. Динамический, конкурентный, сравнительный, комплексный мониторинг.
- Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга.
- Школьный, муниципальный, региональный и федеральный уровни мониторинга.
- Понятие о мониторинге качества в образовании. Понятие о мониторинге инновационных процессов в образовании.
3. Организация систем мониторинга в образовании
- Понятие о системах мониторинга в образовании. Многообразие систем мониторинга.
- Особенности построения систем мониторинга на разных уровнях управления образованием.
- Организация систем мониторинга качества образования.
- Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса.
- Организация систем мониторинга инновационных процессов в образовании.
- Организация системы квалиметрического мониторинга.
4. Профессиографический мониторинг в вузе
- Стандарты общего и профессионального образования как базовая основа формирования системы мониторинга образования в учреждениях профессионального образования.
- Профессиографический подход к организации мониторинга в учреждениях профобразования.
- Организация профессиографического мониторинга в системе высшего образования.
- Технология профессиографического мониторинга в педагогическом вузе.
- Управление качеством образования в учреждениях ВПО на основе мониторинга.
5. Мониторинг в реализации Приоритетного национального проекта «Образование»
- Сущность, цели, и основные направления реализации ПИНПО.
- Организация общественной экспертизы работы инновационных школ и лучших учителей.
- Принципы, виды и содержание мониторинга ПИНПО.
- Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших школ России в рамках ПИНПО.
- Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших учителей России в рамках ПИНПО.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Мониторинг как синтетическая функция управления развивающейся системой.
- Реализация диагностической, аналитической и корректирующей деятельности в педагогическом мониторинге.
- Информационные технологии в системе школьного мониторинга.
- Нормативно-правовое обеспечения внутриведомственных и межведомственных связей при формировании системы мониторинга муниципального и регионального уровней.
- Основные направления мониторинга в управлении образованием в городе, районе, регионе.
Перечень вопросов к зачету
- Понятие о мониторинге. Специфика осуществления мониторинга в управлении образовательными системами. Различие между мониторингом и научным исследованием.
- Мониторинг как синтетическая функция управления развивающейся системой. Реализация диагностической, аналитической и корректирующей деятельности в педагогическом мониторинге.
- Диагностика и контрольно-диагностические методы в мониторинге образовательного процесса.
- Экспертиза и экспертные методы в мониторинге.
- Применение в мониторинге методов теоретического познания.
- Математические методы, их применение в мониторинге образовательных систем.
- Разнообразие задач мониторинга образовательного процесса.
- Виды мониторинга. Информационный, базовый, проблемный, управленческий мониторинг. Динамический, конкурентный, сравнительный, комплексный мониторинг.
- Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга.
- Понятие о системах мониторинга в образовании. Многообразие систем мониторинга.
- Школьный, муниципальный, региональный и федеральный уровни мониторинга. Особенности построения систем мониторинга на разных уровнях управления образованием.
- Организация систем мониторинга качества образования.
- Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса.
- Организация систем мониторинга инновационных процессов в образовании.
- Образовательные стандарты как базовая основа формирования системы мониторинга образования в общеобразовательной школе.
- Объекты школьного мониторинга.
- Основные направления школьного мониторинга.
- Стандарты общего и профессионального образования как базовая основа формирования системы мониторинга образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
- Профессиографический подход к организации мониторинга в учреждениях профобразования.
- Организация профессиографического мониторинга в системе высшего образования.
- Технология профессиографического мониторинга в педагогическом вузе.
- Управление качеством образования в учреждениях ВПО на основе мониторинга.
- Содержание взаимодействия субъектов муниципального и регионального уровня в реализации региональной системы мониторинга развития образования.
- Нормативно-правовое обеспечения внутриведомственных и межведомственных связей при формировании системы мониторинга муниципального и регионального уровней.
- Основные направления мониторинга в управлении образованием в городе, районе, регионе.
- Сущность, цели, и основные направления реализации ПНПО.
- Организация общественной экспертизы работы инновационных школ и лучших учителей.
- Принципы, виды и содержание мониторинга ПНПО.
- Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших школ России в рамках ПНПО.
- Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших учителей России в рамках ПНПО.
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
Основная литература
- Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности: учебное пособие: Флинта, 2012 г.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
- Ашкеров А. Экспертократия. Управление знаниями: производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма: Европа, 2009 г.
Дополнительная литература
- Менеджмент: учебник. Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
Периодические издания
- Философия образования. Издательство: СО РАН, 2011 г.
- Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал: Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», 2011 г.
- Право и экономика. Издательство: Юстицинформ.
- Законодательство и экономика. Издательство: ЗАО «Законодательство и экономика».
- Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. Издательство Московского университета.
- Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). Издательство Московского университета.
- Муниципальное право.