Экономика образования
Экономика образования
для дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки «Менеджер образования»
Общее количество часов по учебному плану: ч.
Всего аудиторных часов: ч.
Лекции: ч.
Практические занятия: ч.
Самостоятельная работа: ч.
Форма контроля – зачет (3 месяц обучения)
Цели и задачи дисциплины
В настоящее время, в условиях переходной экономике, резко возрастает роль и значение образования в жизни общества, усложняются, стоящие перед ним задачи по обучению и воспитанию подрастающего поколения, подготовке специалистов средней и высшей квалификации, а также последующего повышения их квалификации и переподготовки. В процессе изучения курса «Экономика образования» рассматриваются основные экономические и социальные проблемы, касающиеся работы в любом типе образовательного учреждения.
Данный курс преследует следующие основные цели – выработка представлений об экономической стороне образовательного процесса, системы образования, анализ экономических процессов, характерных для системы образования Российской Федерации. Развивающая цель – выработка предложений по мероприятиям реформирования системы образования РФ, приемы модернизации российской сферы образования.
К задачам дисциплины относятся следующие:
- дать общие представления об особенностям дисциплины и науки – «Экономика образования», выявить тесные связи данной дисциплины с другими науками;
- - дать системное представление об основных экономических проблемах сферы образования РФ;
- вооружить студентов знаниями и умениями в области реальных процессов, происходящих в системе образования РФ;
- показать возможности принятия самостоятельных решений в сфере принятия экономических мер по модернизации и реформированию системы образования в России.
Перечень формируемых компетенций
В результате освоения данной дисциплины слушатель должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
- ОК-6 – способен эффективно взаимодействовать с представителями различных образовательных учреждений и другими специалистами в области образования по вопросам развития системы образования;
профессиональными компетенциями (ПК):
в организационно-управленческой деятельности:
- ПК-1 – готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области образовательной сферы;
- ПК-2 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы, регламентирующие образовательную деятельность;
- ПК-3 – готов организовывать и планировать различные виды образовательной деятельности;
- ПК-4 – способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
- ПК-5 – готовностью к разработке процедур и методов мониторинга в образовательной сфере;
- ПК-6 – способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
- ПК-7 – способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
- ПК-8 – владением современными технологиями управления персоналом;
- ПК-9 – способностью планировать деятельность организаций в сфере образования;
- ПК-10 – готовностью участвовать во внедрении образовательных инноваций;
- ПК-11 – знанием современных концепций организации образовательной деятельности и готовностью к их применению;
- ПК-12 – знанием современной системы управления образовательными системами;
в информационно-аналитической деятельности:
- ПК-13 – способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ различных ступеней образования;
- ПК-14 – способностью использовать знание экономических особенностей образовательной сферы;
- ПК-15 – способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
- ПК-16 – владением техниками финансового планирования и прогнозирования;
- ПК-17 – способностью проводить мониторинг деятельности образовательной организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;
в предпринимательской деятельности:
- ПК-18 – способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования.
Содержание курса
ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Образование как важная составляющая развития страны. Возникновение экономики образования и ее место в системе экономических наук.Развитие образования как отрасли народного хозяйства, его специфика и взаимосвязь с народным хозяйством. Роль образования в развитии народного хозяйства на современном этапе.Законодательные основы функционирования системы образования в РФ.Понятие системы образования и ее основные компоненты. Роль системы образования в развитии страны. Значение экономических исследований для развития и совершенствования образования.Необходимость изучения экономики образования в педагогических образовательных учреждениях и ее реализация на современном этапе.Образовательное учреждение им его некоммерческий характер организации.
ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ: НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Производственная деятельность и экономические отношения в отрасли образования. Образование как вид деятельности и его компоненты: труд, предмет труда, орудия труда. Специфика компонентов деятельности в сфере образования.Предмет экономики образования, его взаимосвязь с предметом экономической теории. Экономические законы и специфика их проявления в сфере образования.Методы исследования экономики образования, их специфика по сравнению с методами экономической теории.Понятие образовательной программы. Система образовательных программ их взаимосвязь и последовательность. Формы получения образования. Документы, констатирующие уровни полученного образования.Понятие образовательного учреждения. Система образовательных учреждений, реализующих образовательные программы.Основные направления совершенствования системы образовательных учреждений на современном этапе.Экономические соотношения в сфере образования. Научные подходы к пониманию характера деятельности в сфере образования.Концепция человеческого капитала, ее достоинства и недостатки.
ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Управление как социально-экономическая категория. Субъект и объект управления. Информация как фактор управления.Управление как социально-экономическая категория. Субъект и объект управления. Информация как фактор управления.Система органов управления образованием в РФ и их компетенция. Порядок создания и регламентации деятельности образовательных учреждений. Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений. Особенности управления государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями.Компенсация и ответственность образовательного учреждения. Управление образовательным учреждением.
ТЕМА 4. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.
Понятие коммерческой и некоммерческой деятельности. Некоммерческие организации и некоммерческий сектор.Образовательные услуги как разновидность общественных благ и возможность их получения на коммерческой и некоммерческой основе. Границы платности за обучение.Расширение рыночных отношений учебных заведений в условиях переходной экономики. Необходимость приспособления образовательных учреждений к рыночным отношениям. Основные способы зарабатывания финансовых средств в сфере образования.Рынок образовательных услуг и его основные черты. Понятие бесплатности образовательных услуг. Частный и государственный секторы платных услуг. Смета и цена платных услуг.
ТЕМА 5. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сущность хозяйственного механизма, его своеобразие в образовании.Основные цели, направления введения нового хозяйственного механизма в РФ. Планирование, программирование и прогнозирование как основные показатели развития системы образования.Учебные планы школ. Планирование контингента школьников как пример планирования для успешной деятельность общеобразовательных школ.
ТЕМА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Лекция № 1. Финансирование образовательных учреждений как основа государственной гарантии получения гражданами образования в пределах государственных образовательных стандартов.Источники финансирования образовательных учреждений и их удельный вес в общем объеме бюджета образовательного учреждения. Нормативное финансирование и виды расходов образовательных учреждений. Схема финансирования государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Лекция № 2. Внебюджетная деятельность и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Классификация внебюджетных доходов.Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств для финансирования своей деятельности.Факторы эффективности внебюджетной деятельности и особенности ценообразования во внебюджетной деятельности образовательных учреждений.
ТЕМА 7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Особенности налогообложения в сфере образования.Характеристика налогообложения учебных заведений. Объекты налогообложения в сфере образования.Необходимость введения льгот при уплате налогов учреждения образования. Своеобразие налоговых льгот для образовательных учреждений.
ТЕМА 8. ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Собственность как экономическая и юридическая категория. Субъект и объект собственности. Отношения присвоения, пользования и распоряжения.Объекты собственности образовательного учреждения.Образовательные учреждения как субъект собственности, его права и ответственность перед собственниками.Типы образовательных учреждений в зависимости от форм собственности.Приватизация в системе образования.Совершенствование отношений собственности в системе образования.
ТЕМА 9. ТРУД И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.
Трудовые отношения в системе образования. Трудовой договор (контракт), его заключение и порядок расторжения. Права и обязанности работников образовательных учреждений. Нормирование труда работников образования в различных типах образовательных учреждений.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения.Заработная плата и должностные оклады работников образования и их роль в развитии образования. Размер средней ставки заработной платы и должностных окладов работников образования согласно закону "Об образовании" и их фактический уровень.Основные принципы оплаты труда и их специфическое проявление в системе образования. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и ее реализация в образовании.Порядок определения основной заработной платы учителей в общеобразовательных учреждениях. Доплаты учителю за выполнение дополнительных педагогических нагрузок.Льготы учителям в сельской местности. Порядок аттестации педагогического работника образовательных учреждений. Объемные показатели и порядок отнесения учреждений образования к группам по оплате труда руководителей для установления разрядов оплаты труда по ЕТС. Порядок определения должностных окладов руководителей общеобразовательных учреждений и их заработной платы за педагогическую деятельность.Аттестация административных работников общеобразовательных учреждений и ее значение. Основные направления совершенствования ЕТС и аттестация работников образовательных учреждений.
ТЕМА 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии образования. Состав МТБ: малоценные средства и основные фонды. Структура основных фондов. Формы учета МТБ.Современное состояние МТБ. Показатели состояния и развития МТБ: абсолютные и относительные, количественные и качественные. Причины низкого уровня развития МТБ РФ.Источники формирования МТБ и основные направления ее развития на современном этапе. Роль трудового коллектива образовательных учреждений и его руководителей в сохранении и развитии МТБ. Состояние МТБ образовательных учреждений и здоровье обучающихся и воспитанников. Основные направления развития материально-технической базы отрасли образования в РФ.
ТЕМА 11. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ И ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО.
Преподавательский персонал, его структура и роль в развитии образования.Система подготовки спецкачеств со средним и внешним педагогикой образования.Послевузовское образование и его ступени: аспирантура, докторантура.Особенности воспроизводства научно-педагогических кадров в современных условиях.Особенности воспроизводства учительских кадров. Система повышения квалификации педагогов.
ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Необходимость реформирования системы образования в мире. Основные подходы к реформирования образовательных систем в мире. Международное сотрудничество РФ в области образования и ее регламентация международными договорами.Прямые связи субъектов системы образования с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.Экономические проблемы обучения, подготовки и повышения квалификации иностранных граждан и образовательных учреждениях РФ.Реформирование образования в РФ. Государственная политика в области реформирования системы образования в России. Характеристика поэтапных изменений, связанных с изменениями, происходящими в системе образования России, после 1990-х годов. Современное положение системы образования в РФ.
ТЕМА 13. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ.
Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности.Теория и практика определения экономической эффективности образования.Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
- Особенности образования как вида деятельности.
- Законодательные основы функционирования сферы образования.
- Содержание понятия «система образования» и его толкование в российском законодательстве. Основные компоненты системы образования.
- Образовательные учреждения, их типы.
- Образовательное учреждение как некоммерческая организация.
- Государственные образовательные стандарты и программы.
Темы рефератов
- Правовое регулирование сферы образования РФ.
- Структура образовательных учреждений в зарубежных странах.
- Федеральная программа развития образования как основа понятия государства в сфере образования.
ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ: НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
- Особенность производственной деятельности и экономических отношений в сфере образования.
- Основные научные подходы к экономике образования.
- Экономика образования, ее предмет. Место экономики образования в системе экономических наук.
- Характеристика экономики образования как науки и учебной дисциплины.
- Значение интеллектуальной собственности для развития сферы образования в РФ.
Темы рефератов
- Человеческий капитал и его особенности.
- Развитие интеллектуальной собственности в современной экономике.
ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
- Управление как социально-экономическая категория и его специфика в системе образования. Цели управления в системе образования.
- Структура управление образованием в РФ и компетенция органов управления.
- Основные функции в системе образования.
- Особенности управления образовательным учреждением.
- Федеральная программа развития образования.
- Совершенствование системы управления системой образования в РФ.
Темы рефератов
- Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения.
- Управления общеобразовательной школой.
- основные направления совершенствования управления в системе образования.
- Особенности управления государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями.
ТЕМА 4. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.
- Особенности образования как некоммерческой отрасли экономики.
- Рынок образовательных услуг и его специфика.
- Образовательные учреждения в переходной экономике России.
- Характеристика образовательных услуг как общественных благ.
- Деятельность некоммерческих организаций и негосударственных вузов.
- Расширение рыночных отношений образовательных учреждений на современном этапе.
Темы рефератов
- Рынок образовательных услуг и его основные черты.
- Себестоимость и цена образовательных услуг.
- Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг.
ТЕМА 5. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
- Хозяйственный механизм и его особенность в образовании.
- «Новый» хозяйственный механизм в образовании и цели его введения.
- Планирование, программирование и прогнозирование развития образования.
- Учебные планы школ.
- Способы планирования контингента участников.
- Функционирование хозяйственного механизма в сфере образования в современных российских условиях.
Темы рефератов
- Особенность коммерческой и некоммерческой деятельности в социальной сфере.
- Составление учебных планов школы.
ТЕМА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Семинар № 1.
- Финансирование образования – основа государственной гарантии получения образования.
- источники и механизмы финансирования государственных образовательных учреждений.
- Функции участников финансирования образования.
- Достоинства и недостатки централизованного финансирования.
- Системное финансирование.
Темы рефератов
- Основные направления совершенствования финансирования образовательных учреждений.
- Возможности самофинансирования общеобразовательных школ.
Семинар № 2.
- Внебюджетная деятельность в системе образования: сущность, виды.
- Виды внебюджетных доходов.
- Эффективность внебюджетной деятельности.
- Ценообразование во внебюджетной деятельности.
- Возможности ведения предпринимательской деятельности образовательными учреждениями.
- Внебюджетная деятельность российских учебных заведений.
Темы рефератов
- Возможности самофинансирования общеобразовательных школ.
- Роль ученических производственных бригад, в финансировании общеобразовательных школ.
- Предпринимательская деятельность образовательных учреждений.
ТЕМА 7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
- Общие положения налогообложения образовательных учреждений.
- Объекты налогообложения в сфере образования.
- Налоговые льготы для образовательных учреждений.
- Рекомендации по налогообложению образовательных учреждений РФ.
Темы рефератов
- Особенности налогообложения учреждений среднего полного общего образования.
ТЕМА 8. ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
- Особенности приватизации в системе образования.
- Образовательное учреждение как субъект собственности. Объекты собственности образовательного учреждения.
- Совершенствование отношений собственности в системе образования.
Темы рефератов
- Приватизация в системе образования.
- Элитарное образование.
ТЕМА 9. ТРУД И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
- Педагогический труд, его специфика и социально-экономическая роль.
- Оплата труда работников образования, ее основные принципы и роль в развитии образования.
- ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, ее достоинства и недостатки.
- Порядок аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.
- Особенности оплаты труда вузовских работников.
- Трудовые отношения в системе образования. Трудовой договор (контракт), его содержание, составление и расторжение.
- Доплаты, надбавки, премии работников образования до выполнения дополнительных педагогических нагрузок, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях и т.д.
Темы рефератов
- Права и обязанности работников образовательных учреждений.
- Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
- Предпринимательская деятельность образовательного учреждения.
- Основные направления совершенствования организации труда в системе образования.
- Формирование штатной численности работников общеобразовательных школ.
ТЕМА 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ.
- Сущность материально-технической базы системы образования.
- Характеристика и особенности, основных, оборотных фондов материально-технической базы.
- Основные направления и развития совершенствования материально-технической базы в отрасли образования России.
- Состояние МТБ образования РФ на современном этапе.
Темы рефератов
- Материально-техническая база образования в Воронеже и Воронежской области и основные направления ее развития.
- Роль педагогического коллектива в сохранении и развитии МТБ образования.
ТЕМА 11. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ И ИХ ВОПРОИЗВОДСТВО.
- Преподавательский потенциал и его роль в развитии образования.
- Особенности послевузовского образования.
- Своеобразие воспроизводства учительских кадров.
- Система повышения переквалификации педагогов.
Темы рефератов
- Структурные изменения и динамика развития педагогических учебных заведений после 1990-х гг.
- Значимость системы переквалификации педагогических работников.
ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
- Система образования и ее реформирование в развитых странах.
- Особенности системы образования и ее реформирование в развитых странах и странах НИС.
- Государственная политика в области реформирования системы образования России.
Темы рефератов
- Необходимость реформирования системы образования России в 1980 – 19990- гг.
- Система образования в США, ее характеристика и особенности реформирования.
ТЕМА 13. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ.
- Эффективность образования, ее оставляющие.
- Определение экономической эффективности образования.
- Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности.
- Плата за обучение и ее взаимосвязь с экономической эффективностью учебных заведений.
- Расчеты себестоимости услуг, прибыли стоимости подготовки специалиста.
Темы рефератов
- Оплата труда за обучение как показатель эффективности функционирования образовательного учреждения.
- Значение прироста национального дохода для народнохозяйственного эффекта образования.
- Отечественный опыт определения эффективности образования.
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
Основная литература по дисциплине:
- Курс экономической теории: Для системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих: Финансы и статистика, 2008 г.
- Экономика муниципального сектора: учебное пособие / Под ред. А.В. Пикулькина: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
- Гребнев Л.С. Экономика: учебник. М.: Логос, 2011 г.
- Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю., Костин И.Б. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2013 г.
Дополнительная литература по дисциплине:
- Современная экономическая наука: учебное пособие // Ппод ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
- История экономических учений: учебник // Под ред. А.С. Квасова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
- Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Управление организациями сферы услуг: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010 г.
- Восколович Н.А. Экономика платных услуг: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
Периодические издания
- Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал: Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», 2011 г.
- Право и экономика. Издательство: Юстицинформ.
- Законодательство и экономика. Издательство: ЗАО «Законодательство и экономика».
- Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. Издательство Московского университета.
- Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). Издательство Московского университета.
- Муниципальное право.
Информационное обеспечение
- Информационно-правовая база «Консультант Плюс»
- Программное обеспечение компании IBM
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
В процессе преподавания дисциплины используются следующие технические средства:
- интерактивная доска;
- компьютер;
- видеопроектор;
- система интерактивного опроса.
Вопросы к зачету
- Экономика образования как наука, ее возникновение, место в системе экономических наук и значение для развития общества.
- Образование как отрасль хозяйства, его основные задачи и взаимосвязь с национальным хозяйством.
- Предмет и методы исследования экономики образования.
- Система образования, ее составляющие, образовательный процесс.
- Правовая база функционирования системы образования в РФ.
- Экономические отношения в системе образования. Научные подходы к экономике образования.
- Экономика образования в системе экономических наук. Характеристики экономики образования как науки и учебной дисциплины.
- Построение системы управления образованием.
- Государственный образовательный стандарт и образовательные программы.
- Особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации.
- Учебные планы. Роль контингента в деятельности образовательных учреждений.
- Система органов управления образованием в РФ и их компетенция.
- Образовательные учреждения, их типы и виды. Учредители образовательных учреждений.
- Управление полной общеобразовательной средней школой.
- Образование как некоммерческая отрасль экономики. Некоммерческие организации.
- особенности рыночных отношений образовательных учреждений. Образовательные услуги.
- Рынок образовательных услуг и его характерные черты.
- Хозяйственный механизм в образовании.
- Значение планирования, программирования и прогнозирования развития образования.
- Финансирование сферы образования.
- Внебюджетная деятельность образовательных учреждений. Доходы, полученные образовательными учреждениями от внебюджетной деятельности.
- Факторы эффективности внебюджетной деятельности. Определение цены на образовательные услуги.
- Налогообложение в сфере образования. Субъекты, объекты, льготы.
- Особенности труда работников образования.
- Оплата труда вузовских работников.
- Роль преподавательского потенциала в развитии образования.
- Отношение собственности в системе образования.
- Аттестация и тарификация учителей и административных работников школ.
- Повышение педагогического мастерства работников образовательных учреждений и его моральное и материальное стимулирование.
- ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы и ее реализация в системе образования.
- Учебно-материальная база образовательного учреждения, е структура.
- Значение и основные направления развития материально-технической базы образования в РФ.
- Послевузовское образование и его ступени.
- Воспроизводство учительских кадров и его своеобразие.
- Государственная политика в области реформирования системы образования в России с 1990-гг.
- Основные подходы к реформированию систем образования в мире.
- основные направления реформирования образования на современном этапе.
- Эффективность образования, ее показатели.
- Определение экономической эффективности образования.
- Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.
ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАСРКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»
Подготовка студентов к семинарских занятиям предполагает использование лекционного материала, основной и дополнительной литературы (указано ниже), подготовку рефератов, выполнение заданий и решение задач. Для более полной подготовки, студентам необходимо воспользоваться: а) рекомендациями к самостоятельной работе, б) методическими рекомендациями по изучению курса.Доклад рефератов сопровождается работой всей аудитории по следующему плану:
Тема |
Основные положения |
Ваши дополнительные вопросы (2-3 обязательно) |
Общая оценка подготовки. Критерии оценки:
|
После изучения всех тем семинарских занятий, данный комплекс сдается преподавателю для подведения выводов, выставления оценок за работу. К завершению изучения всего курса каждый студент собирает «комплекс информации» по курсу, который поможет успешно сдать экзамен и ориентироваться в дальнейшем в проблемах образования, экономических отношениях в сфере образования, как за рубежом, так и в Российской Федерации. «Комплекс информации» включает:
- лекционный материал;
- записи по использованию основной и дополнительной рекомендованной литературы;
- заключения, полученные в ходе отработки тем семинарских занятий;
- рекомендации к изучению курса;
- письменная оценка рефератов;
- глоссарий по темам курса;
- выработанные собственные направления развития в сфере образования экономических отношений.
ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
- Особенности образования как вида деятельности.
- Законодательные основы функционирования сферы образования.
- Содержание понятия «система образования» и его толкование в российском законодательстве. Основные компоненты системы образования.
- Образовательные учреждения, их типы.
- Образовательное учреждение как некоммерческая организация.
- Государственные образовательные стандарты и программы.
Темы рефератов
- Правовое регулирование сферы образования РФ.
- Структура образовательных учреждений в зарубежных странах.
- Федеральная программа развития образования как основа понятия государства в сфере образования.
- 4. Основные проблемы развития образования в Воронежской области и г. Воронеже на современном этапе.
Литература
- Гражданский кодекс РФ. – М., 2003. – С. 48-65.
- Закон российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. Доклад на заседании правительства РФ 9.12. 2004 г. / А.А. Фурсенко // Народное образование. – 2005. – № 1 . – С. 7-11.
- Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров / Е. Рыкова // Народное образование. – 2004. – № 2 . – С. 104.
- Руткевич А. Нужна ли философия российской системе образования / А. Руткевич // Народное образование. – 2004. – № 2 . – С. 38.
- Вифлеемский А.Е. Российское государство больше не гарантирует приоритетность образования / А.Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 8. – С. 21.
- Вифлеемский А.Е. Проблемы экономики образования России / А. Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 6. – С. 26.
- Бочкарев В. Образование служит подъему экономики и уровню жизни / В. Бочкарев // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 25-34.
- Бочарникова И. Экономика школы в странх мира / И. Бочарникова // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 60-66.
- Каким будет образование США через 10 лет // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 52.
- Эволюция в системе образования США // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 20.
- Российский статистический ежегодник. – М., 2005.
- Балыхин Г.А. Задачи модернизации экономики образования / Г.А. Балыхин // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 5-18.
- О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 05.12.05 № 725)// Вестник образования России 2006. - № 2. С. 4-5.
- Задачи педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования // Вестник образования России 2006. - № 13.- С. 36-44.
ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ: НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
- Особенность производственной деятельности и экономических отношений в сфере образования.
- Основные научные подходы к экономике образования.
- Экономика образования, ее предмет. Место экономики образования в системе экономических наук.
- Характеристика экономики образования как науки и учебной дисциплины.
- Значение интеллектуальной собственности для развития сферы образования в РФ.
Темы рефератов
- Человеческий капитал и его особенности.
- Развитие интеллектуальной собственности в современной экономике.
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в Закон РФ от 10 июня 1992 г. № 3266-1 // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 245-256.
- Чиркина О. Меняются законы – пора носить изменения в устав школы / О. Чиркина // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 153-158.
- Российский статистический ежегодник. – М., 2004.
- Гюго В. Собране сочинений в 15 томах / В. Гюго. - М. – Т.5, 1954. – С. 61.
- Близнец И. Развитие российского государственного института ИС / И. Близнец // Интеллектуальная собственность. – 2004. - № 12. – С. 49-50.
- Иванова И. Интеллектуальная собственность на пути России к ВТО / И. Иванова // Интеллектуальная собственность. – 2004. - № 4. – С. 10-14.
- Ковалев М. Интеллектуальная собственность в экономике / М. Ковалев // Экономист. – 2003. - № 1. – С. 37-44.
- Попкова Е.Г. Интеллектуальный потенциал как фактор экономического роста / Е.Г. Попкова // Финансы и кредит. – 2004. - № 18. –С. 48-52.
- Борисов И.В. Проблемы развития человеческого капитала / И.В. Борисов // Вопросы экономики. – 2003. - № 4. –С. 14-16.
- Королев А.А. Особенности человеческого капитала // А.А. Королев // Экономика и жизнь. – 2002. - № 2. –С. 7-8.
- Радугин В.В. Роль инвестиций в человеческий капитал / В.В. Радугин // Вопросы экономики. – 2002. – № 5. – С. 34-35.
- Яковлев А.В. Классификация человеческого капитала / А.В. Яковлев // Педагогика. – 2003. - № 2. – С. 12-15.
ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
- Управление как социально-экономическая категория и его специфика в системе образования. Цели управления в системе образования.
- Структура управление образованием в РФ и компетенция органов управления.
- Основные функции в системе образования.
- Особенности управления образовательным учреждением.
- Федеральная программа развития образования.
- Совершенствование системы управления системой образования в РФ.
Темы рефератов
- Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения.
- Управления общеобразовательной школой.
- основные направления совершенствования управления в системе образования.
- Особенности управления государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями.
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Положение о Федеральном агентстве по образованию // Народное образование. – 2004. - № 8. – С. 248.
- Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки // Народное образование. – 2004. - № 9. – С. 248.
- Сергеев В.Г. Управление образовательными системами / В.Г. Сергеев. – М., 2003. – 48 с.
- Комендант А.Г. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя / А.Г. Комендант, Г.С. Михайлов. – М., 2003. – 57 с.
- Крыжко В.В. Психология и практика менеджера образования / В.В. Крыжко, Павлютенков Е.М. – М., 2002. – 302 с.
- Шепель В.М. Человеческая компетенция менеджера Управленческая антропология / В.М. Шепель. – М., 2003. – 79 с.
- Лебедев О. Модернизация управления образованием / О. Лебедев // Народное образование. – 2004. - № 6. – С. 169-174.
- Клячко Т. Экономика диктует перемены в Российском высшем образовании / Т. Клячко // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 80-84.
- Ковалева н. Мониторинг экономики общего образования – основа для управленческих решений / Н. Ковалева, В. Кузнецова // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 71-79.
- Пинский А. Управляющие советы в российских школах / А. Пинский, М. Мусарский, А. Моисеев // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 159-168.
- О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.06 № 89) //Вестник образования России 2006. - № 6. С.11-131.
- Методические рекомендации Минобрнауки России и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по реализации в регионах Приоритетного национального проекта «Образование» по направлениям: «Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы» и «Порядок конкурсного отбора лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование» // Вестник образования России 2006. - № 6. С.9-11
- Об общественном продвижении Приоритетного национального проекта «Образование» на региональном уровне (письмо Минобрнауки России от 8.02.06 № АФ–25/10) // Вестник образования России 2006. - № 6. С. 13-15.
ТЕМА 4. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.
- Особенности образования как некоммерческой отрасли экономики.
- Рынок образовательных услуг и его специфика.
- Образовательные учреждения в переходной экономике России.
- Характеристика образовательных услуг как общественных благ.
- Деятельность некоммерческих организаций и негосударственных вузов.
- Расширение рыночных отношений образовательных учреждений на современном этапе.
Темы рефератов
- Рынок образовательных услуг и его основные черты.
- Себестоимость и цена образовательных услуг.
- Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг.
Литература
- Гражданский кодекс РФ. – М., 2003.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Налоговый кодек РФ. Официальный текст на 24 февраля 2005 г.– М.: Омега-л, 2005. – С. 386-388.
- Вифлеемксий А.Е. Экономика образования / А.Е. Вифлеемксий. – М., 2003. – 342 с.
- Никитин В.М. Практический маркетинг в микроэкономике учреждения профессионального образования: учебно-методическое пособие / В.М. Никитин. - М., 2002. – 134 с.
- Балахин Г. Финансовое состояние образовательной области в новом году: бюджет, зарплата, налоги / Г. Балахин // народное образование. – 2004. - № 1. – С. 9.
- «Образовательный холдинг – это объединение не материальных ценностей, а интеллектуальных ресурсов» (Интервью с директором тамбовского областного государственного учреждения «Мичуринский лицей-интернат» В. Н. Самусенко) // Вестник образования России. - 2006. - № 13. С. 31-33.
- Задачи педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования) // Вестник образования России. - 2006. - № 13.- С.36-44.
ТЕМА 5. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
- Хозяйственный механизм и его особенность в образовании.
- «Новый» хозяйственный механизм в образовании и цели его введения.
- Планирование, программирование и прогнозирование развития образования.
- Учебные планы школ.
- Способы планирования контингента участников.
- Функционирование хозяйственного механизма в сфере образования в современных
Темы рефератов
- Особенность коммерческой и некоммерческой деятельности в социальной сфере.
- Составление учебных планов школы.
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Положение о Федеральном агентстве по образованию // Народное образование. – 2004. - № 8. – С. 248.
- Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки // Народное образование. – 2004. - № 9. – С. 248.
- Сергеев В.Г. Управление образовательными системами / В.Г. Сергеев. – М., 2003. – 48 с.
- Комендант А.Г. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя / А.Г. Комендант, Г.С. Михайлов. – М., 2003. – 57 с.
- О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 03.08.06 № 201) // Вестник образования России. - 2006. - № 18. С. 18-20.
- Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (распоряжение Правительства РФ от 03.09.05 № 1340–р) // Вестник образования России. - 2005. - № 22. С.14-15.
- Р. Стронгин Опыт интеграции образования и науки / Р. Стронгин, С. Максимов // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 3-8.
ТЕМА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Семинар № 1.
- Финансирование образования – основа государственной гарантии получения образования.
- источники и механизмы финансирования государственных образовательных учреждений.
- Функции участников финансирования образования.
- Достоинства и недостатки централизованного финансирования.
- Системное финансирование.
Темы рефератов
- Основные направления совершенствования финансирования образовательных учреждений.
- Возможности самофинансирования общеобразовательных школ.
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Вишневский О. Проект Федерального бюджета на 2005 г. / О. Вишнеский // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 21-24.
- Хейнеман С. Образование и коррупция / С. Хейнеман // Народное образование. – 2004. - № 9. – С. 29.
- Смолин О. Финансирование образования: уровень и механизмы / О. Смолин // Народное образование. – 2004. - № 2. – С. 9-13.
- Галицкий Е. Коррупция в российской системе образования. Во что обходится семье образование ребенка / Е. Галицкий, М. Левин // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 45-56.
- Шабалдас В. Финансирование образования на Ставрополье: новые подходы, правовая база / В. Шабалдас // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 35-38.
- Левицкий М. Внутренний аудит финансово-экономической деятельности школы / М. Левицкий, Т. Шевченко // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 132-140.
- Емельянова О. Смета образовательного учреждения / О. Емельянова // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 123-131.11. Смирнов И. «Черная дыра» образовательного бюджета / И. Смирнов // Народное образование. – 2004. - № 1. – С. 34-38.12. Российский статежегодник (Статсборник Госкомстата России). – М., 2004
.Семинар № 2.
- Внебюджетная деятельность в системе образования: сущность, виды.
- Виды внебюджетных доходов.
- Эффективность внебюджетной деятельности.
- Ценообразование во внебюджетной деятельности.
- Возможности ведения предпринимательской деятельности образовательными учреждениями.
- Внебюджетная деятельность российских учебных заведений.
Темы рефератов
- Возможности самофинансирования общеобразовательных школ.
- Роль ученических производственных бригад, в финансировании общеобразовательных школ.
- Предпринимательская деятельность образовательных учреждений.
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Вишневский О. Проект Федерального бюджета на 2005 г. / О. Вишнеский // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 21-24.
- Вифлеемксий А.Е. Экономика образования / А.Е. Вифлеемксий. – М., 2003. – 342 с.
- Хейнеман С. Образование и коррупция / С. Хейнеман // Народное образование. – 2004. - № 9. – С. 29.
- Смолин О. Финансирование образования: уровень и механизмы / О. Смолин // Народное образование. – 2004. - № 2. – С. 9-13.
- Галицкий Е. Коррупция в российской системе образования. Во что обходится семье образование ребенка / Е. Галицкий, М. Левин // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 45-56.
- Мусарский М. Деньги идут за учениками / М. Мусарский // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 51-60.
- Шабалдас В. Финансирование образования на Ставрополье: новые подходы, правовая база / В. Шабалдас // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 35-38.
- Левицкий М. Внутренний аудит финансово-экономической деятельности школы / М. Левицкий, Т. Шевченко // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 132-140.
- Емельянова О. Смета образовательного учреждения / О. Емельянова // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 123-131.
- Российский статежегодник (Статсборник Госкомстата России). –М., 2004.
- Об утверждении порядка составления, утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и внесения в них изменений на 2006 год (приказ Рособразования от 12.01.06 № 4) // Вестник образования России. - 2006. - № 4. С. 11-18.
- О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.06 № 89) // Вестник образования России. - 2006. - № 6. С.11-131.
- ФУРСЕНКО А. А. О бесплатном и платном высшем образовании Вестник образования России. - 2006. - № 11. С.3-5.
ТЕМА 7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Семинар № 1.
- Общие положения налогообложения образовательных учреждений.
- Объекты налогообложения в сфере образования.
- Налоговые льготы для образовательных учреждений.
- Рекомендации по налогообложению образовательных учреждений РФ.
Темы рефератов
- Особенности налогообложения учреждений среднего полного общего образования.
Литература
- Балакина А.П. Теория и практика: новые аспекты в налогах и налоговой системе России / А.П. Балакина // Финансы. – 2005. - №7. – С. 68-70.
- Левадная Т.Ю. О предоставлении имущественных налоговых вычетов / Т.Ю. Левадная // Налоговый вестник. – 2005. - №7. – С.54-63.
- Ковалева Г. Упрощенная система налогообложения: плюсы и минусы / Г. Ковалева // Аудит и налогообложение. – 2003. – №1. – С.4-5.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Издательство ОМЕГА-Л, 2005. – 640 с.
- Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: «Дашков и Ко»,2005. – 234 с.
- Об утверждении формы Соглашения о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях (приказ Минобрнауки России от 10.03.2006 № 52) // Вестник образования. - 2006. - № 11. С. 5-6.
Семинар № 2.
Темы рефератов
- Приватизация в системе образования.
- Интеллектуальная собственность в сфере образования.
Литература
- Гражданский Кодекс РФ. – М., 2003, ст. 209-218; 235-243.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Утверждено Правительством РФ от 16 июня 2004 г. № 299 // Народное образование. – 2004. - № 9. – С. 16-17.
- Вифлеемксий А.Е. Экономика образования / А.Е. Вифлеемксий. – М., 2003. – 342 с.
- Новиков А. Школа и новый класс эксплуататоров / А. Новиков // Народное образование. – 2004. - № 6. – С. 16.
- Новиков А. Что такое элитарное образование? / А. Новиков // Народное образование. – 2004. - № 1. – С. 62.
- Смолин О. Имущественный фетишизм / О. Смолин // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 9-18.
- Чиркина О. Меняются законы – пора вносить изменения в устав школы / О. Чиркина // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 153-158.
- Российский статистический ежегодник (Статсборник Госкомстата России). – М., 2004.
ТЕМА 8. ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
- Особенности приватизации в системе образования.
- Образовательное учреждение как субъект собственности. Объекты собственности образовательного учреждения.
- Совершенствование отношений собственности в системе образования.
Темы рефератов
- Приватизация в системе образования.
- Элитарное образование.
Литература
- Гражданский Кодекс РФ. – М., 2003, ст. 209-218; 235-243.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Утверждено Правительством РФ от 16 июня 2004 г. № 299 // Народное образование. – 2004. - № 9. – С. 16-17.
- Новиков А. Школа и новый класс эксплуататоров / А. Новиков // Народное образование. – 2004. - № 6. – С. 16.
- Новиков А. Что такое элитарное образование? / А. Новиков // Народное образование. – 2004. - № 1. – С. 62.
- Смолин О. Имущественный фетишизм / О. Смолин // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 9-18.
- Чиркина О. Меняются законы – пора вносить изменения в устав школы / О. Чиркина // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 153-158.
- Российский статистический ежегодник (Статсборник Госкомстата России). – М., 2004.
- О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.06 № 89)// Вестник образования России. - 2006. - № 6. С.11-131.
- Л. Гребнев. Образование в России: документы и размышления // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 9-15.
ТЕМА 9. ТРУД И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
- Педагогический труд, его специфика и социально-экономическая роль.
- Оплата труда работников образования, ее основные принципы и роль в развитии образования.
- ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, ее достоинства и недостатки.
- Порядок аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.
- Особенности оплаты труда вузовских работников.
- Трудовые отношения в системе образования. Трудовой договор (контракт), его содержание, составление и расторжение.
- Доплаты, надбавки, премии работников образования до выполнения дополнительных педагогических нагрузок, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях и т.д.
Темы рефератов
- Права и обязанности работников образовательных учреждений.
- Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
- Предпринимательская деятельность образовательного учреждения.
- Основные направления совершенствования организации труда в системе образования.
- Формирование штатной численности работников общеобразовательных школ.
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений // Народное образование, - 2004 . - № 10. – С. 268-276.
- Отраслевое соглашение по учреждениям системы Министерства образования и науки РФ на 2005-2006 гг. // Народное образование, - 2004 . - № 10. – С. 257-276.
- Погребняк Л. Учебная нагрузка, итоги / Л. Погребняк // Народное образование, - 2004 . - № 6. – С. 282-286.
- Методические рекомендации по формированию штатной численности работников общеобразовательных школ // Вестник образования. – 2004. - № 6. – С. 35-47.
- Вифлеемский А. Оплата труда педработников / А. Вифлеемский // Народное образование. – 2004 . -№ 1. – С. 98-102.
- Поргебняк Л. Социальные льготы педагогических работников / Л. Погребняк // Народное образование. – 2004 . -№ 1. – С. 79-84.
- Погребняк Л. Социальные льготы педагогических работников / Л. Погрнебняк // Народное образование. – 2004 . -№ 8. – С. 82-94.
- Гликман И. Как стимулировать педагогический труд / И. Гликман // Народное образование. – 2004 . -№4. – С. 109-114.
- Балыхин Т.А. Задачи модернизации экономики образования / Т.А. Балыхин // Вестник образования. – 2004. - № 2. – С. 5-18.
- Положение о знаках отличия в сфере образования и науки. Утверждено приказом Минобразования России от 16.10.04 г. // Вестник образования. – 2004. - № 22. – С. 38-39.
- О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году // Вестник образования. – 2005. - № 2. –С. 3-55.
- Введенский В. Учебная программа повышения квалификации: концептуальные основания / В. Введенский // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 28-30.
- Гомза Т. Преподаватель: проблемы самоидентификации / Т. Гомза // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 21-24.
- Плугина М. Организация системы повышения квалификации // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 17-20.
- Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 № 21) // Вестник образования. - 2006. - № 11. 15-16.
- Боровик Г. О некоторых проблемах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / Г. Боровик // Вестник образования России 2005. - № 13. С.19-20.
- О реализации в 2006–2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук (постановление Правительства РФ от 22.04.06 № 236) // Вестник образования России.- 2006. - № 10. С. 21-24.
ТЕМА 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ.
- Сущность материально-технической базы системы образования.
- Характеристика и особенности, основных, оборотных фондов материально-технической базы.
- Основные направления и развития совершенствования материально-технической базы в отрасли образования России.
- Состояние МТБ образования РФ на современном этапе.
Темы рефератов
- Материально-техническая база образования в Воронеже и Воронежской области и основные направления ее развития.
- Роль педагогического коллектива в сохранении и развитии МТБ образования.
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2006/07 учебный год (приказ Минобрнауки России от 07.12.05 № 302) // Вестник образования России. - 2006. - № 3. С.14-21.
- О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.06 № 89) // Вестник образования России. - 2006. - № 6. С.11-131.
- Об общественном продвижении Приоритетного национального проекта «Образование» на региональном уровне (письмо Минобрнауки России от 8.02.06 № АФ–25/10) // Вестник образования России. - 2006. - № 6. С. 13-15.
- О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (письмо Департамента государственной политики в образовании от 05.03.05 № 03–250) // Вестник образования России. - 2005. - № 9. С.22-23.
- О реализации в 2005 году проекта «Поставка компьютерной техники в городские и поселковые школы Российской Федерации» в рамках направления «Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования» федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» (приказ Федерального агентства по образованию от 28.07.05 № 750) // Вестник образования России. - 2005. - № 18. С.22-23.
ТЕМА 11. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ И ИХ ВОПРОИЗВОДСТВО.
- Преподавательский потенциал и его роль в развитии образования.
- Особенности послевузовского образования.
- Своеобразие воспроизводства учительских кадров.
- Система повышения переквалификации педагогов.
Темы рефератов
- Структурные изменения и динамика развития педагогических учебных заведений после 1990-х гг.
- Значимость системы переквалификации педагогических работников.
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Введенский В. Учебная программа повышения квалификации: концептуальные основания / В. Введенский // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 28-30.
- Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования / В. Веряскина // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 21-24.
- Гомза Т. Преподаватель: проблемы самоидентификации / Т. Гомза // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 21-24.
- Плугина М. Организация системы повышения квалификации / М. Плугина // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 17-20.
- Сронгин Р. Опыт интеграции образования и науки / Р. Стронгин, Г. Максимов // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 3-8.
- Профильное обучение: первые итоги эксперимента, практика и перспективы // Вестник образования России. - 2005. - № 18. С.34-35.
- Митина Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения (начало) / Л. М. Митина // Вестник образования России. - 2005. - № 7. С.12-13.
- О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 03.08.06 № 201) // Вестник образования России. - 2006. - № 18. С.18-20.
- Об общественном продвижении Приоритетного национального проекта «Образование» на региональном уровне (письмо Минобрнауки России от 8.02.06 № АФ–25/10) // Вестник образования России. - 2006. - № 6. С. 13-15.
ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
- Система образования и ее реформирование в развитых странах.
- Особенности системы образования и ее реформирование в развитых странах и странах НИС.
- Государственная политика в области реформирования системы образования России.
Темы рефератов
- Необходимость реформирования системы образования России в 1980 – 19990- гг.
- Система образования в США, ее характеристика и особенности реформирования.
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 05.12.05 № 725)// Вестник образования России. - 2006. - № 2. С. 4-5.
- О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.06 № 89) // Вестник образования России. - 2006. - № 6. С.11-13.
- Методические рекомендации Минобрнауки России и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по реализации в регионах Приоритетного национального проекта «Образование» по направлениям: «Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы» и «Порядок конкурсного отбора лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование» // Вестник образования России. - 2006. - № 6. С.9-11.
- «Образовательный холдинг – это объединение не материальных ценностей, а интеллектуальных ресурсов» (Интервью с директором тамбовского областного государственного учреждения «Мичуринский лицей-интернат» В. Н. Самусенко) // Вестник образования России. - 2006. - № 13. С.31-33.
- Задачи педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования) // Вестник образования России. – 2006. - № 13. С.36-44.
- О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 03.08.06 № 201) // Вестник образования России. - 2006. - № 18. С.18-20.
- Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений (приказ Рособрнадзора от 30.09.05 № 1938) // Вестник образования России. - 2005. - № 24. С.4-5.
ТЕМА 13. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ.
- Эффективность образования, ее оставляющие.
- Определение экономической эффективности образования.
- Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности.
- Плата за обучение и ее взаимосвязь с экономической эффективностью учебных заведений.
- Расчеты себестоимости услуг, прибыли стоимости подготовки специалиста.
Темы рефератов
- Оплата труда за обучение как показатель эффективности функционирования образовательного учреждения.
- Значение прироста национального дохода для народнохозяйственного эффекта образования.
- Отечественный опыт определения эффективности образования.
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
- Гребнев Л. Аккредитация и контроль качества образовательных программ в США / Л. Гребнев, В. Попов // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 33-36.
- Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования / В. Веряскина // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 21-24.
- Арутюнов В. Инновации и система корпоративного образования: вклад университета / В. Арутюнов [и др.] // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 16-25.
- Гребнев Л. Образование в России: документы и размышления / Л. Гребнев // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 9-15.
- Об утверждении формы Соглашения о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях (приказ Минобрнауки России от 10.03.2006 № 52) // Вестник образования. - 2006. - № 11. С5-6.
- Фурсенко А. . О бесплатном и платном высшем образовании / ВА. А. Фурсенко // Вестник образования. - 2006. - № 11. - С.3-5.
- О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 03.08.06 № 201) // Вестник образования России. - 2006. - № 18. С.18-20.
- О рекомендациях «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» (письмо Минобрнауки России от 26.10.04 № АФ–947) // Вестник образования. - 2005. - № 2. - С.2-3.
Задачи, используемые для закрепления материала по дисциплине «Экономика образования»
Рекомендации для решения задач на определение заработной платы работников образования
При определении заработной платы педагогических работников необходимо учитывать следующие нормативные акты:
- Организация оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
- Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки.
- Дифференциация в уровнях оплаты труда работников и размерах тарифных ставок (окладов) по разрядам ЕТС.
- Показатели и порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей.
- Установление повышенных тарифных ставок отдельным категориям работников, занятых в особых условиях труда (специалистам, работающим в сельской местности).
- Порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых на выполнен6ии важных и ответственных работ.
- Размеры и порядок выплат компенсационных характеристик.
- Размеры и порядок выплат стимулирующего характера.
- Материальное стимулирование руководителей муниципальных учреждений.
- Ставка подоходного налога.
- Необлагаемые минимумы налогообложения на самого педагогического работника и на 1 несовершеннолетнего ребенка.
- Стаж педагогической работы.
- Для учителей школ учитывать новую методику оплаты труда в расчете на стоимость бюджетной единицы в рубл. на 1 человнка/час.
Перечень задач для решения
- Определите заработную плату учителя с недельной нагрузкой 9 час. экономики и 9 час. истории в старших классах в городской общеобразовательной школе. Учитель работает после окончания педагогического училища 1 год.
- Учитель географии, имея недельную нагрузку 24 час. в сельской школе, работает на 1,3 ставки имеет 8 разряд. Рассчитайте его заработную плату.
- Учитель первой категории преподает историю в городской средней общеобразовательной школе с недельной нагрузкой в 22 час. Определите заработную плату учителя и как она изменится, если учитель получит высшую категорию.
- Определите заработную плату учителя с недельной нагрузкой в 18 час., имеющего 10 разряд и 2-их несовершеннолетних детей.
- Учитель с высшим образованием и педагогическим стажем 6 лет работы в сельской общеобразовательной школе. Его недельная нагрузка - 12 час. экономики и 10 час. иностранного языка. Он является классным руководителем в 7 классе (количество учащихся 26 человек). Определите его месячную заработную плату. Как изменится заработная плата этого же учителя при той де нагрузке, когда он получит звание высшей категории?
- Учитель первой категории преподает в гимназии историю. Его нагрузка 22 час. в неделю он является классным руководителем в 10 классе (в классе 14 учащихся). Определите его заработную плату. Как изменится его заработная плата при той же нагрузке, когда он получит звание высшей категории.
- Определите заработную плату доктора экономических наук, профессора, работающего на 0,5 ставки в одном вузе и по совместительству на 0,25 ставки в другом вузе.
- Определите заработную плату директора общеобразовательной городской школы (с 450 баллами) до и после присвоения высшей квалификационной категории.
- Определите заработную плату учителя истории, который имеет недельную нагрузку 24 часа, является классным руководителем (в классе 27 учащихся) в
- городской общеобразовательной школе;
- гимназии;
- сельской школе
- после окончания вуза.
- Учитель высшей категории работает в городской школе с недельной нагрузкой: а) в 5 «а» классе – 2 час. (кол-во учащихся 30 чел.), б) в 5 «б» классе – 2 час. (22 чел), в) в 5 «в» классе – 2 часа (25 чел.). Стоимость образовательной услуги для данной СОШ – 13 руб. чел/час. Повышающий коэффициент – 10 %. Учитель является классным руководителем 5 «в» класса. Какова заработная плата учителя?
- Учитель первой категории выполняет следующую недельную нагрузку: а) в 8 «а» классе преподает историю - 4 часа, б) в 8 «б» классе историю – 2 часа, б) в 10 «а» классе экономику - 3 часа, г) в 10 «б» классе экономику - 2 часа, в 11»а» классе экономику - 2 часа, д) в 11 «б» классе экономику - 2 часа. Количество учащихся в классах соответственно – 20 чел., 26 чел, 18 чел, 19 чел, 22 чел., 21 чел. Повышающий коэффициент – 10 %. Стоимость бюджетной единицы на 1 чел. – 10, 5 руб. Определите месячную заработную плату педагога, если он имеет 2-их несовершеннолетних детей.
-
- Учитель высшей категории преподает историю в старших классах: 11 «а» - 2 часа (количество учащихся 18 человек), 11 «б» класс – 2 часа ( кол-во уч-ся 24 человека), 10 «а» - 2 часа (24 чел.), 10 «б» - 2 часа (32 чел) в неделю. Коэффициент предмета определен в 10 %. Определите заработную плату учителя.
- Рассчитайте заработную плату старшего преподавателя вуза, работающего на полную ставку. Преподаватель не имеет ученую степень, но выполняет почасовую нагрузку сверх ставки в объеме 138 часов. Стоимость 1 часа – 34 руб. Преподаватель имеет одного несовершеннолетнего ребенка.
- . Учитель экономики работает в сельской школе. Преподает экономику в 11 «а» классе – 1 час в неделю с численностью учащихся 19 чел, в 11 «б» классе - 2 часа с численностью учащихся 28 чел., в 10 «б» - 1 час с численностью учащихся 20 чел. Повышающий коэффициент по предмету - 15 %. Стоимость образовательной услуги 7 руб. чел/час. Учитель является классным руководителем 10 «б» класса и имеет двоих несовершеннолетних детей.
- Учитель первой категории преподает экономику в 5 «а» классе – 2 часа в неделю (численность учащихся 20 чел), в «8 «в» классе - 4 часа (35 чел.) в 10 «а» - 2 часа (22 чел), 11 «а» - 2 часа (19 чел). Коэффициент повышенной трудности – 10 %. Стоимость бюджетной услуги – 14 руб. чел/час. Рассчитайте заработную плату учители и на сколько рублей измениться его заработная плата, ели он получить высшую категории при прежней нагрузке.
- Учитель истории работает в городской СОШ преподает историю и экономику в старших классах: 9 «а» - 3 часа (23 чел.), 10 «а» - 4 часа (18 чел.), 9 «б» и 9 «в» - по 2 часа (численность учеников соответственно 21 и 28 чел.). Стоимость бюджетной услуги – 14 руб. чел/час. Повышающий коэффициент 10 %. Учитель имеет троих несовершеннолетних детей.
СПИСОК АДРЕСОВ В ИНТЕРНЕТЕ, ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»
- http://www.refrom.ru/library.php?rub=1&page=17 - Общие вопросы образования.
- http://www.rdainfo.ru/print.php?sid=242 - Применение упрощенной системы налогообложения образовательными учреждениями
- http://minfin.kodeks.ru/manage/printdoc?tid=&nd=901967662&prevDoc=901967662 - Министерство финансов Российской Федерации департамент налоговой и таможенно-тарифной политики письмо от 27 декабря 2005 года N 03-04-01/145 [По вопросам применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых учреждениями образования и науки].
- http://minedu.unibel.by/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=217 - Экономика образования Белоруссии.
- http://www.test1.eiprd.ru/question.php?idt=294 -Материально-техническое обеспечение учебного процесса - необходимое условие качества образования.
- http://sputnik.mto.ru/Seans/Normative.doc/www.lexed.ru/monitoring/june2005.html - Обзоры законодательства об образовании.
- http://www.faito.ru/news/1166376048/ - Экономика образования и науки.
- http://www.eed.ru/index.html - Журнал «Экономика образования сегодня».
- http://www.openorg.ru/Law/5.htm - Экономика системы образования.
- http://srcc.msu.ru/nivc/serv/univer_press3/ItemsT001.htm - Международная деятельность современного университета: вызовы нового столетия (Статьи).
- http://www.p-rossii.ru/articles/statshow.php?43=22 - Экономика образования или экономия на образовании.
- http://lib.ixbt.by/ruseconomics/ixbt_readme.php?subaction=showfull&id=1164100493&archive=&start_from=&ucat=16& - Андрей Фурсенко - О реформировании системы образования.
- http://www.profit.kz/news/001355/ - Дистанционные технологии в реформировании системы высшего образования.
- http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Party/sps99/sps99-18/sps99-18000.htm - Об основных направлениях организационно-экономического реформирования системы образования(аналитическая записка).
- http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=3&id=267&page=11&lb=1 - Состояние и перспективы развития.
- http://www.hse.ru/pressa/ng/20000915.htm- -Российское образование: проблемы подлинные и мнимые . А. М. Абрамов.
- http://old.vpti.vladimir.ru/rus/archives/pr_text.html - Концепция очередного этапа реформирования системы образования (проект)
- http://www.spbgid.ru/index.php?news=63402 - Необходимость реформирования системы российского высшего образования признают все. Однако конкретные шаги по его осуществлению вот уже несколько лет вызывают споры
- http://www.p-rossii.ru/articles/statshowfull.php?35=1 - Модернизация – реформирование – революция в образовании
- http://www.mpei.ru/news/Single_news.asp?id=3850000001847 - Финансирование образовательных учреждений России тесно увяжут с качеством образования
- http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13134 - Финансирование образовательных учреждений
- http://www.vkursedela.ru/article58/ - Каспарян. М. В. О финансировании образовательных учреждений.
- http://edu.park.ru/default.asp?WCI=Common&page=key_doclist&k_no=16.49.44 - Законодательная база по проблемам отношений собственности в РФ.
- http://www.gnesin.ru/normativy/concept_oplata_project.html - КОНЦЕПЦИЯотраслевой системы оплаты труда работников образования.
- http://www.rea.uz/about/science/publications/detailed/?id=7 - Л.М. Аллахвердиева Некоторые аспекты совершенствования стратегического управления системой образования в Узбекистане.
- http://www.i-job.ru/news1722.html - Проблема управления высшего образования в Японии.
- http://www.omskedu.ru/conferens/?act=news&id=14&id_news=2&PHPSESSID=7e13e5f0a21727ab87c63ad0a0e11f51 - Особенности государственно-общественного управления в условиях муниципальной системы образования (на примере г. Омска). Н.А. Разживина, начальник управления образования администрации города Омска.
- http://manager.fio.ru/getblob.asp?id=10002413 - Внебюджетная деятельность учебных заведений
- http://www.oprf.ru/rus/members/appearances/article-352.html - Григорий Томчин изложил свою программу реформирования системы финансирования среднего и высшего образования в России
- http://admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/All/58597189CA27824CC32567B000338B80 - Статьи по проблемам реформирования системы образования.
- http://trizway.com/project.php?id=2 Картотека «история и теория образования»
- http://edu1.infotechno.ru/mo.htm - Управление муниципальным образованием
- http://srcc.msu.su/nivc/serv/univer_press4/ItemsJ53.htm - Картотека статей по проблемам экономики образования
- http://www.eurekanet.ru/ewww/info/600.html - Статьи, посвященные проблемам финансирования школы, фандрайзингу и многим другим вопросам, актуальным для современного попечителя и директора школы.
- http://upr.1september.ru/2000/no16_1.htm - Лившиц В.Б. Четыре аспекта экономики образования (развитие отрасли – в приоритетном финансировании)
- http://www.chelt.ru/2005/8-05/obrazovanie-805.html - Человеческий капитал. Экономика образования и образование для экономики.
- http://www.elitarium.ru/2006/12/14/jekonomika_obrazovanija_i_nauki.html -Гуриев С. М. Экономика образования и науки.
- http://www.ou-link.ru/pub/2004_dpo_7_11.html - Система дополнительного открытого дистанционного образования в условиях перехода к экономике знаний.
- http: // isek. hse/ ru / part 2., html. - Мониторинг экономики образования.
- http: //eed. ru Экономика. Образование сегодня.
- http: // www. philippov. ru / news / 552/2867. – Филлипов В.М. Экономика образования: проблемы и перспективы.
- http: // www. portalus. ru. Экономика образования в России.
- http: // www. eurhanet. ru / ewww / info / 600. htmi. Экономика образования.
- http: //srcc. msu. Su / hive / serv / univer – pess 4 /key Wordsohtm. Экономика образования.
- http: // www. chelt. Ru /2005/ 8-05/ obrazovanie – 805. html. Экономика образования для экономики.
- http: ecsoman. edu. ru / images /pubs / 2006 / - Управление качеством образования.
- http: // www. liceyg. ru /index. Федеральная авторская экспериметальная школа г. Красноярск.
- http: // severinform. ru /. Экономика образования: место образования в общественном развитии.
- http: // www. ubo. ru / news / public Урал Бизнес образование.
- http: // exehahges. stat. gov / iew / Официальный сайт секретариата Администрации США.
- Http: // www. uny. ru /indexi php / pub / inside /538 / Экономика образования в период ее модернизации : состояние и проблемы.
- http: // do. Ehtu. Hz / Laws /Laws – basp. Закон «Об образовании» Республики – Казахстан 19.
- http: // www. ed. gov. ru /min - Федеральное агентство по образованию. Министерство образования и науки.
- http: // www. ural – chel. ru / GUON / economy. Htm/ Экономика и образование. Челябинская область.
- http: // gov. cap. ru / hilrahy. Asp & page 3 /16 / S 30 / 74 367 / 89728 – Финансы, экономики образования.
- http: // www. mavica. ru / Life / rus / 22323/ html Многоязычная поисковая система (Болгария, США, Россия и т.д.) Проблемы экономики образования.
- http: // pedsoved. org / mfree / task, Liscaps / cat – id. 89 /I lemid, o / Интернет – педсовет – 2006.
- http: // www. sde. ru / - forum / viemtopic. Php.?t+ 67 & view =next М. Р. Руськова – Экономика образования как самостоятельная отпасль экономической теории.
- http: // srce. Msu. ru /new /serv /univer – press 3 /I tems Tool. Htm - Международная деятельность современного университета (статьи).
- http://severinform.ru/ - Экономика образования: место образования в общественном развитии.
- http://xizpqxeg.jino-net.ru/index.php?335 - Муниципальное образование Псковской области.
- http://vrnedu.ru/NP/ - Главное управление образования Воронежской области