для дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки «Менеджер образования»

Общее количество часов по учебному плану: ч.
Всего аудиторных часов: ч.
Лекции: ч.
Практические занятия: ч.
Самостоятельная работа: ч.
Форма контроля – зачет (3 месяц обучения)

Цели и задачи дисциплины

Цель курса: вооружить слушателей знаниями и умениями, связанными с осуществлением мониторинга образовательных процессов в образовательных учреждениях разных видов.

Задачи курса:

  • познакомить студентов с сущностью и основными задачами мониторинга образовательного процесса;
  • сформировать знания о видах мониторинга и сферах его применения в управлении образованием;
  • сформировать представление о мониторинге как функции управления инновациями в образовательных системах;
  • сформировать умения и навыки осуществления мониторинга образовательных процессов.

Перечень формируемых компетенций

В результате освоения данной дисциплины слушатель должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

  • ОК-5 – способен учитывать психологические особенности участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;
  • ОК-6 – способен эффективно взаимодействовать с представителями различных образовательных учреждений и другими специалистами в области образования по вопросам развития системы образования;
  • ОК-7 – способен готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;

профессиональными компетенциями (ПК):

в организационно-управленческой деятельности:

  • ПК-1 – готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области образовательной сферы;
  • ПК-2 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы, регламентирующие образовательную деятельность;
  • ПК-3 – готов организовывать и планировать различные виды образовательной деятельности;
  • ПК-4 – способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
  • ПК-5 – готовностью к разработке процедур и методов мониторинга в образовательной сфере;
  • ПК-6 – способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
  • ПК-7 – способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
  • ПК-8 – владением современными технологиями управления персоналом;
  • ПК-9 – способностью планировать деятельность организаций в сфере образования;
  • ПК-10 – готовностью участвовать во внедрении образовательных инноваций;
  • ПК-11 – знанием современных концепций организации образовательной деятельности и готовностью к их применению;
  • ПК-12 – знанием современной системы управления образовательными системами;

в информационно-аналитической деятельности:

  • ПК-13 – способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ различных ступеней образования;
  • ПК-14 – способностью использовать знание экономических особенностей образовательной сферы;
  • ПК-15 – способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
  • ПК-16 – владением техниками финансового планирования и прогнозирования;
  • ПК-17 – способностью проводить мониторинг деятельности образовательной организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;

в предпринимательской деятельности:

  • ПК-18 – способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования.

В результате изучения курса слушатели должны знать:

  • сущность и основные особенности мониторинга образовательного процесса;
  • основные виды мониторинга образовательных процессов;
  • условия применения различных видов мониторинга в практике управления образовательными системами;

уметь:

  • осуществлять диагностическую, аналитическую и корректирующую деятельность в рамках единой системы мониторинга образовательных процессов;
  • выбирать и применять изученные способы осуществления мониторинга в управлении развивающимися образовательными системами;

владеть:

  • навыками проектирования и анализа систем мониторинга в образовании.

Содержание разделов дисциплины

Мониторинг в системе управления образовательным процессом

Понятие о мониторинге. Специфика осуществления мониторинга в управлении образовательными системами. Мониторинг как синтетическая функция управления развивающейся системой. Реализация диагностической, аналитической и корректирующей деятельности в педагогическом мониторинге. Различие между мониторингом и научным исследованием.

Изучение в системе мониторинга образовательного процесса

Диагностика и контрольно-диагностические методы в мониторинге образовательного процесса. Экспертиза и экспертные методы в мониторинге. применение в мониторинге методов теоретического познания. математические методы, их применение в мониторинге образовательных систем.

Виды и направления мониторинга в управлении образовательными системами

Разнообразие задач мониторинга образовательного процесса. виды мониторинга. информационный, базовый, проблемный, управленческий мониторинг. динамический, конкурентный, сравнительный, комплексный мониторинг. Педагогический мониторинг. образовательный мониторинг. принципы образовательного мониторинга. Школьный, муниципальный, региональный и федеральный уровни мониторинга. Понятие о мониторинге качества в образовании. понятие о мониторинге инновационных процессов в образовании.

Организация систем мониторинга в образовании

Понятие о системах мониторинга в образовании. Многообразие систем мониторинга. особенности построения систем мониторинга на разных уровнях управления образованием. Организация систем мониторинга качества образования. информационные технологии в мониторинге образовательного процесса. Организация систем мониторинга инновационных процессов в образовании. Организация системы квалиметрического мониторинга.

Мониторинг в общеобразовательной школе

Образовательные стандарты как базовая основа формирования системы мониторинга образования в общеобразовательной школе. Объекты школьного мониторинга. Основные направления школьного мониторинга. Информационные технологии в системе школьного мониторинга.

Профессиографический мониторинг в вузе

Стандарты общего и профессионального образования как базовая основа формирования системы мониторинга образования в учреждениях профессионального образования. Профессиографический подход к организации мониторинга в учреждениях профобразования. Организация профессиографического мониторинга в системе высшего образования. Технология профессиографического мониторинга в педагогическом вузе. Управление качеством образования в учреждениях ВПО на основе мониторинга.

Мониторинг в управлении системами образования муниципального и регионального уровней.

Особенности построение систем мониторинга на муниципальном и региональном уровнях. Содержание взаимодействия субъектов муниципального и регионального уровня в реализации региональной системы мониторинга развития образования. Нормативно-правовое обеспечения внутриведомственных и межведомственных связей при формировании системы мониторинга муниципального и регионального уровней. Основные направления мониторинга в управлении образованием в городе, районе, регионе.

Мониторинг в реализации приоритетного национального проекта «образование»

Сущность, цели, и основные направления реализации ПИНПО. Организация общественной экспертизы работы инновационных школ и лучших учителей. Принципы, виды и содержание мониторинга ПИНПО. Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших школ России в рамках ПИНПО. Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших учителей России в рамках ПИНПО.

Планы лекций

1. Мониторинг в системе управления образовательным процессом

  1. Понятие о мониторинге.
  2. Специфика осуществления мониторинга в управлении образовательными системами.
  3. Различие между мониторингом и научным исследованием.

2. Изучение в системе мониторинга образовательного процесса

  1. Диагностика и контрольно-диагностические методы в мониторинге образовательного процесса.
  2. Экспертиза и экспертные методы в мониторинге.
  3. Применение в мониторинге методов теоретического познания.
  4. Математические методы, их применение в мониторинге образовательных систем.

3. Виды и направления мониторинга в управлении образовательными системами

  1. Разнообразие задач мониторинга образовательного процесса.
  2. Виды мониторинга. Информационный, базовый, проблемный, управленческий мониторинг. Динамический, конкурентный, сравнительный, комплексный мониторинг.
  3. Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга.

4. Организация систем мониторинга в образовании

  1. Понятие о системах мониторинга в образовании. Многообразие систем мониторинга.
  2. Особенности построения систем мониторинга на разных уровнях управления образованием.
  3. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса.

5. Мониторинг в общеобразовательной школе

  1. Образовательные стандарты как базовая основа формирования системы мониторинга образования в общеобразовательной школе.
  2. Объекты школьного мониторинга.
  3. Основные направления школьного мониторинга.

6. Профессиографический мониторинг в вузе

  1. Стандарты общего и профессионального образования как базовая основа формирования системы мониторинга образования в учреждениях профессионального образования.
  2. Профессиографический подход к организации мониторинга в учреждениях профобразования.
  3. Организация профессиографического мониторинга в системе высшего образования.
  4. Технология профессиографического мониторинга в педагогическом вузе.
  5. Управление качеством образования в учреждениях ВПО на основе мониторинга.

7. Мониторинг в управлении системами образования муниципального и регионального уровней

  1. Особенности построение систем мониторинга на муниципальном и региональном уровнях.
  2. Содержание взаимодействия субъектов муниципального и регионального уровня в реализации региональной системы мониторинга развития образования.

8. Мониторинг в реализации Приоритетного национального проекта «Образование»

  1. Сущность, цели, и основные направления реализации ПИНПО.
  2. Организация общественной экспертизы работы инновационных школ и лучших учителей.
  3. Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших учителей России в рамках ПИНПО.

Планы семинаров

1. Изучение в системе мониторинга образовательного процесса

  1. Диагностика и контрольно-диагностические методы в мониторинге образовательного процесса.
  2. Экспертиза и экспертные методы в мониторинге.
  3. Применение в мониторинге методов теоретического познания.
  4. Математические методы, их применение в мониторинге образовательных систем.

2. Виды и направления мониторинга в управлении образовательными системами

  1. Разнообразие задач мониторинга образовательного процесса.
  2. Виды мониторинга. Информационный, базовый, проблемный, управленческий мониторинг. Динамический, конкурентный, сравнительный, комплексный мониторинг.
  3. Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга.
  4. Школьный, муниципальный, региональный и федеральный уровни мониторинга.
  5. Понятие о мониторинге качества в образовании. Понятие о мониторинге инновационных процессов в образовании.

3. Организация систем мониторинга в образовании

  1. Понятие о системах мониторинга в образовании. Многообразие систем мониторинга.
  2. Особенности построения систем мониторинга на разных уровнях управления образованием.
  3. Организация систем мониторинга качества образования.
  4. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса.
  5. Организация систем мониторинга инновационных процессов в образовании.
  6. Организация системы квалиметрического мониторинга.

4. Профессиографический мониторинг в вузе

  1. Стандарты общего и профессионального образования как базовая основа формирования системы мониторинга образования в учреждениях профессионального образования.
  2. Профессиографический подход к организации мониторинга в учреждениях профобразования.
  3. Организация профессиографического мониторинга в системе высшего образования.
  4. Технология профессиографического мониторинга в педагогическом вузе.
  5. Управление качеством образования в учреждениях ВПО на основе мониторинга.

5. Мониторинг в реализации Приоритетного национального проекта «Образование»

  1. Сущность, цели, и основные направления реализации ПИНПО.
  2. Организация общественной экспертизы работы инновационных школ и лучших учителей.
  3. Принципы, виды и содержание мониторинга ПИНПО.
  4. Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших школ России в рамках ПИНПО.
  5. Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших учителей России в рамках ПИНПО.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Мониторинг как синтетическая функция управления развивающейся системой.
  2. Реализация диагностической, аналитической и корректирующей деятельности в педагогическом мониторинге.
  3. Информационные технологии в системе школьного мониторинга.
  4. Нормативно-правовое обеспечения внутриведомственных и межведомственных связей при формировании системы мониторинга муниципального и регионального уровней.
  5. Основные направления мониторинга в управлении образованием в городе, районе, регионе.

Перечень вопросов к зачету

  1. Понятие о мониторинге. Специфика осуществления мониторинга в управлении образовательными системами. Различие между мониторингом и научным исследованием.
  2. Мониторинг как синтетическая функция управления развивающейся системой. Реализация диагностической, аналитической и корректирующей деятельности в педагогическом мониторинге.
  3. Диагностика и контрольно-диагностические методы в мониторинге образовательного процесса.
  4. Экспертиза и экспертные методы в мониторинге.
  5. Применение в мониторинге методов теоретического познания.
  6. Математические методы, их применение в мониторинге образовательных систем.
  7. Разнообразие задач мониторинга образовательного процесса.
  8. Виды мониторинга. Информационный, базовый, проблемный, управленческий мониторинг. Динамический, конкурентный, сравнительный, комплексный мониторинг.
  9. Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга.
  10. Понятие о системах мониторинга в образовании. Многообразие систем мониторинга.
  11. Школьный, муниципальный, региональный и федеральный уровни мониторинга. Особенности построения систем мониторинга на разных уровнях управления образованием.
  12. Организация систем мониторинга качества образования.
  13. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса.
  14. Организация систем мониторинга инновационных процессов в образовании.
  15. Образовательные стандарты как базовая основа формирования системы мониторинга образования в общеобразовательной школе.
  16. Объекты школьного мониторинга.
  17. Основные направления школьного мониторинга.
  18. Стандарты общего и профессионального образования как базовая основа формирования системы мониторинга образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
  19. Профессиографический подход к организации мониторинга в учреждениях профобразования.
  20. Организация профессиографического мониторинга в системе высшего образования.
  21. Технология профессиографического мониторинга в педагогическом вузе.
  22. Управление качеством образования в учреждениях ВПО на основе мониторинга.
  23. Содержание взаимодействия субъектов муниципального и регионального уровня в реализации региональной системы мониторинга развития образования.
  24. Нормативно-правовое обеспечения внутриведомственных и межведомственных связей при формировании системы мониторинга муниципального и регионального уровней.
  25. Основные направления мониторинга в управлении образованием в городе, районе, регионе.
  26. Сущность, цели, и основные направления реализации ПНПО.
  27. Организация общественной экспертизы работы инновационных школ и лучших учителей.
  28. Принципы, виды и содержание мониторинга ПНПО.
  29. Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших школ России в рамках ПНПО.
  30. Критерии, показатели, инструменты и шкалы формализованного конкурсного отбора лучших учителей России в рамках ПНПО.

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности: учебное пособие: Флинта, 2012 г.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
  3. Ашкеров А. Экспертократия. Управление знаниями: производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма: Европа, 2009 г.

Дополнительная литература

  1. Менеджмент: учебник. Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

Периодические издания

  1. Философия образования. Издательство: СО РАН, 2011 г.
  2. Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал: Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», 2011 г.
  3. Право и экономика. Издательство: Юстицинформ.
  4. Законодательство и экономика. Издательство: ЗАО «Законодательство и экономика».
  5. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. Издательство Московского университета.
  6. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). Издательство Московского университета.
  7. Муниципальное право.