Управление образовательными системами

для дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки «Менеджер образования»

Общее количество часов по учебному плану: ч.
Всего аудиторных часов: ч.
Лекции: ч.
Практические занятия: ч.
Самостоятельная работа: ч.
Форма контроля – зачет (3 месяц обучения)

Цели и задачи дисциплины

Содержание программы позволяет слушателям получить системные представления о сфере образования.

Цель дисциплины: формирование у слушателей системы знаний об управлении образовательными системами, их становлении, функционировании и развитии, основными нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность образовательных учреждений, формирование у будущих педагогов знаний и умений для работы в образовательном правовом пространстве.

Задачи данного курса:

  1. Систематизировать имеющиеся у слушателей знания об образовательных системах.
  2. Познакомить слушателей с основными принципами и функциями государственно-общественного управления образованием.
  3. Научить анализировать проблемы управления образовательными учреждениями.
  4. Организовать самостоятельную работу по изучению нормативно-правовых документов образования, а также теории и практики управления образовательными системами с использованием литературы по менеджменту, педагогическому менеджменту, Закона «Об образовании», типовых положений об образовательных учреждениях различных типов.
  5. Развивать профессиональные качества слушателей, их управленческую и правовую культуру.
  6. Рассмотреть основные законодательные акты по вопросам образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации, структуру и виды нормативных правовых актов, особенности их использования в образовательной практике, а также соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования.

Изучение дисциплины подготавливает слушателей к решению следующих задач профессиональной деятельности:

  • анализу, проектированию и разработке эффективных образовательных систем;
  • анализу собственной деятельности и выбору оптимальной стратегии повышения своей квалификации;
  • использованию современных технологий управления педагогическим коллективом;
  • ведению школьной документации.

Перечень формируемых компетенций

В результате освоения данной дисциплины слушатель должен обладать следующими компетенциями:

 общекультурными компетенциями (ОК):

  • ОК-5 – способен учитывать психологические особенности участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;
  • ОК-6 – способен эффективно взаимодействовать с представителями различных образовательных учреждений и другими специалистами в области образования по вопросам развития системы образования;
  • ОК-7 – способен готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;

профессиональными компетенциями (ПК):

в организационно-управленческой деятельности:

  • ПК-1 – готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области образовательной сферы;
  • ПК-2 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы, регламентирующие образовательную деятельность;
  • ПК-3 – готов организовывать и планировать различные виды образовательной деятельности;
  • ПК-4 – способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
  • ПК-5 – готовностью к разработке процедур и методов мониторинга в образовательной сфере;
  • ПК-6 – способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
  • ПК-7 – способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
  • ПК-8 – владением современными технологиями управления персоналом;
  • ПК-9 – способностью планировать деятельность организаций в сфере образования;
  • ПК-10 – готовностью участвовать во внедрении образовательных инноваций;
  • ПК-11 – знанием современных концепций организации образовательной деятельности и готовностью к их применению;
  • ПК-12 – знанием современной системы управления образовательными системами;

в информационно-аналитической деятельности:

  • ПК-13 – способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ различных ступеней образования;
  • ПК-14 – способностью использовать знание экономических особенностей образовательной сферы;
  • ПК-15 – способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
  • ПК-16 – владением техниками финансового планирования и прогнозирования;
  • ПК-17 – способностью проводить мониторинг деятельности образовательной организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;

в предпринимательской деятельности:

  • ПК-18 – способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования.

В результате изучения дисциплины слушатели должны знать:

  • основные понятия педагогического менеджмента;
  • сущность процесса управления, функции, методы и принципы педагогического менеджмента;
  • принципы государственной политики в области образования;
  • международные, федеральные и региональные законодательные документы в области образования, нормативные локальные акты школы, определяющие стратегию развития и жизнедеятельности системы образования;
  • новые технологии управления образованием, инновации в федеральном и региональном образовании;
  • формы повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ;
  • основные понятия образовательного права, законодательные и нормативные акты в области образования в РФ и международного законодательства;
  • основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Уметь:

  • самостоятельно подбирать научную и методическую литературу по определенной проблеме и конспектировать ее;
  • анализировать учебные и реальные педагогические ситуации, связанные с управлением образовательными системами;
  • наблюдать, выявлять и оценивать основные результаты управления образовательными системами;
  • анализировать структуру школы как социально педагогической системы;
  • делать экспертизу основного документа образовательного учреждения – плана работы;
  • писывать опыт работы учителей, повышения квалификации, переподготовки и аттестации педагогических работников;
  • анализировать нормативные правовые акты в области образования и выявлять возможные противоречия;
  • использовать полученные знания для оказания практической правовой помощи ребенку в области социальной защиты, осуществления сотрудничества с органами правопорядка и социальной защиты населения.

Содержание дисциплины

Тема 1: Социально-педагогические системы. Понятие управления и педагогического менеджмента. Образовательное учреждение как педагогическая система и объект научного управления

Понятие системы, их виды и свойства: целостность, совместимость, адаптивность, способность к саморазвитию, эволюция. Сущность социально-педагогических систем. Системный подход к управлению образовательными системами. Понятие управления как функции организованных систем различной природы и как деятельности субъектов по достижению целей. Кибернетический, человекоцентристский и синергетический подходы к управлению социальными системами. Управление как процесс циркуляции и преобразования информации, обеспечение оптимальных коммуникаций и каналов связей в функционирующей системе. Управление как координация совместных действий членов организации и как процесс принятия решений.Педагогический менеджмент как деятельностная и суммативная система. Структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы педагогического менеджмента: цель деятельности, субъект деятельности, объект деятельности (он же второй субъект) - исполнитель распоряжений руководителя, содержание деятельности, способы деятельности. Показатели эффективности управления в образовании.Образовательное учреждение как открытая социально-педагогическая система. Состав внешней среды образовательного учреждения. Влияние социального климата в обществе, экономических, политических, правовых, экологических, демографических, культурных, духовно-идеологических, институциональных факторов. Образовательное сообщество и основы его жизнедеятельности. Основные подсистемы и процессы в образовательном учреждении. Политика, философия, миссия образовательного учреждения.

Тема 2: Государственно-общественный характер управления образованием. Принципы и методы управления образовательными системами

Государственно-общественный характер управления образованием – принцип государственной политики в области образования. Взаимодействие государства и образования. Признаки государственного и общественного управления. Социальное партнёрство как активный тип взаимодействия с социумом. Общественно-активные школы. Органы общественного самоуправления: управляющие и попечительские советы образовательных учреждений. Структура системы государственно-общественного управления образованием в РФ (федеральный, региональный и местный уровни, уровень отдельного учреждения). Регулирование полномочий управляющих органов на различных уровнях, распределение компетенции между центральными, региональными и местными органами. Семья как специфическая педагогическая система. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.Общие принципы управления образовательными системами: демократизации и гуманизации, системности и целостности, рационального сочетания централизации и децентрализации, единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноты информации в управлении. Методы управления образовательными системами: экономические, административные, социально-психологические и их специфика.

Тема 3: Основные функции управления образовательными системами: педагогический анализ, планирование, контроль.

Понятие функции управления и функционального подхода в теории социального управления и в менеджменте. Основные функции управления образовательными системами: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, мотивация, регулирование и их место в целостном управленческом цикле. Дерево целей. Требования конкретности и диагностируемости целей управления.Назначение педагогического анализа и его задачи как функции управления образовательными системами. Виды педагогического анализа: параметрический, тематический, итоговый. Объекты педагогического анализа. Урок как основная организационная форма образовательного процесса и объект педагогического анализа. Виды анализа уроков: краткий, аспектный, развернутый, системный и др. Педагогический анализ воспитательных мероприятий. Подготовка руководителя к анализу уроков и внеклассных мероприятий. Виды планов работы: перспективный, годовой, текущий. Основные требования к ним: целенаправленности, перспективности, комплексности, объективности. Структура перспективного плана работы. Программы развития образовательного учреждения как разновидность перспективного плана. Содержание годового плана работы и технология его разработки. Назначение и задачи контроля в управленческом цикле ОУ. Требования к контролю и условия его эффективности. Виды и формы контроля по признаку исполнителя, по характеру объектов контроля, по признаку логической последовательности, по используемым методам. Объекты контроля: качество преподавания, качество ЗУНов, организация и результативность внеурочной воспитательной работы, состояние методической работы, состояние документации, соблюдение ТБ и других условий безопасности образовательного процесса. Функции директора и его заместителей в организации эффективного контроля. Особенности контроля в условиях функционирующего и развивающегося ОУ. Контроль в условиях инноваций и эксперимента.

Тема 4: Методическая работа в образовательном учреждении. Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров. Управленческая культура.

Сущность и задачи методической работы в ОУ. Основные компоненты методической работы: информационно-аналитический, диагностика профессиональной деятельности, научно-теоретическая и психолого-педагогическая подготовка, наставничество, педагогическое самообразование. Основные формы методической работы: методические советы, предметные методические объединения учителей, творческие группы и др. Методическое обеспечение инновационной работы в образовательном учреждении.Формы повышения квалификации и переподготовки. Исследовательский подход к повышению квалификации учителей в школе. Программно-целевое планирование повышения квалификации работников школы, осуществляемое на основе личных творческих планов. Сущность аттестации педагогических кадров. Порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования. Порядок проведения аттестации в регионе. Требования к квалификации педагогических работников при присвоении им квалификационных категорий.Сущность, структура и компоненты управленческой культуры. Личностная и гуманитарная культура руководителя образовательного учреждения. Имидж, авторитет, интеллигентность руководителя. Лидерство. Стиль делового общения.

Тема 5: Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской федерации.

Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Основные законодательные акты в области образования. Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования. Структура и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации. Анализ противоречий и пробелов в действующем образовательном законодательстве. Правовое закрепление общего статуса образования и его составляющих, их соотношение между собой. Перспективы развития законодательства в области образования.Становление образовательного права. Предмет, источники и структура образовательного права. Международные правовые акты как источники образовательного права. Правовые основы создания информационно-аналитического обеспечения системы образования. Формирование информационных источников. Распространение информации и её использование органами управления образованием различного уровня.Основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».Права ребенка и формы их правовой защиты. Оказание практической правовой помощи в области социальной защиты, осуществление сотрудничества с органами правопорядка и органами социальной защиты населения. Формы работы с родителями.

Тема 6: Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус образовательных учреждений.

Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности. Учредительные документы, регистрация образовательных учреждений. Автономия образовательных учреждений. Права и обязанности, ответственность образовательных учреждений. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом.

Тема 7: Образовательные отношения в системе непрерывного образования. Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности.

Нормативно–правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования в семье. Правовое регулирование отношений, связанных с образованием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.Понятие непрерывного образования. Формы получения непрерывного образования. Особенности реализации общеобразовательных программ дополнительного образования.Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.

Тема 8: Соотношение российского и зарубежного законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.

Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования. Формирование европейского образовательного пространства. Основные правовые акты международного образовательного законодательства: Документы ООН (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.). Документы ЮНЕСКО (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования).Нормативно–правовые акты систем образования стран СНГ. Проблемы соотнесения образовательных систем стран СНГ и Российской образовательной системы.Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации в мировую образовательную систему. Нормативно-правовая поддержка вхождения Российской Федерации в Болонский процесс.Основные задачи и программа модернизации педагогического образования на 2001-2010 г.г. Обновление нормативно-правового, научного и учебно-методического обеспечения педагогического образования. Создание механизмов эффективно и динамично функционирующей системы педагогического образования. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов. Модернизация педагогического образования как основа совершенствования системы общего образования с учетом новых социальных требований к образовательной системе. Обновление структуры и содержания общего образования, использование эффективных методов воспитания и обучения.

Вопросы к зачету

  • Понятие системы, их виды и свойства: целостность, совместимость, адаптивность, способность к саморазвитию, эволюция. Сущность социально-педагогических систем.
  • Системный подход к управлению образовательными системами. Понятие управления как функции организованных систем различной природы и как деятельности субъектов по достижению целей.
  • Кибернетический, человекоцентристский и синергетический подходы к управлению социальными системами. Управление как процесс циркуляции и преобразования информации, обеспечение оптимальных коммуникаций и каналов связей в функционирующей системе.
  • Управление как координация совместных действий членов организации и как процесс принятия решений. Педагогический менеджмент как деятельностная и суммативная система.
  • Структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы педагогического менеджмента: цель деятельности, субъект деятельности, объект деятельности (он же второй субъект) - исполнитель распоряжений руководителя, содержание деятельности, способы деятельности. Показатели эффективности управления в образовании.
  • Образовательное учреждение как открытая социально-педагогическая система. Состав внешней среды образовательного учреждения.
  • Влияние социального климата в обществе, экономических, политических, правовых, экологических, демографических, культурных, духовно-идеологических, институциональных факторов.
  • Образовательное сообщество и основы его жизнедеятельности.
  • Основные подсистемы и процессы в образовательном учреждении.
  • Политика, философия, миссия образовательного учреждения.
  • Государственно-общественный характер управления образованием – принцип государственной политики в области образования.
  • Взаимодействие государства и образования.
  • Признаки государственного и общественного управления.
  • Социальное партнёрство как активный тип взаимодействия с социумом. Общественно-активные школы.
  • Органы общественного самоуправления: управляющие и попечительские советы образовательных учреждений.
  • Структура системы государственно-общественного управления образованием в РФ (федеральный, региональный и местный уровни, уровень отдельного учреждения).
  • Регулирование полномочий управляющих органов на различных уровнях, распределение компетенции между центральными, региональными и местными органами. Семья как специфическая педагогическая система.
  • Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.
  • Общие принципы управления образовательными системами: демократизации и гуманизации, системности и целостности, рационального сочетания централизации и децентрализации, единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноты информации в управлении.
  • Методы управления образовательными системами: экономические, административные, социально-психологические и их специфика.
  • Понятие функции управления и функционального подхода в теории социального управления и в менеджменте.
  • Основные функции управления образовательными системами: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, мотивация, регулирование и их место в целостном управленческом цикле.
  • Дерево целей. Требования конкретности и диагностируемости целей управления.
  • Назначение педагогического анализа и его задачи как функции управления образовательными системами.
  • Виды педагогического анализа: параметрический, тематический, итоговый. Объекты педагогического анализа.
  • Программы развития образовательного учреждения как разновидность перспективного плана.
  • Содержание годового плана работы и технология его разработки. Назначение и задачи контроля в управленческом цикле ОУ.
  • Требования к контролю и условия его эффективности. Виды и формы контроля по признаку исполнителя, по характеру объектов контроля, по признаку логической последовательности, по используемым методам.
  • Объекты контроля: качество преподавания, качество ЗУНов, организация и результативность внеурочной воспитательной работы, состояние методической работы, состояние документации, соблюдение ТБ и других условий безопасности образовательного процесса.
  • Функции директора и его заместителей в организации эффективного контроля. Особенности контроля в условиях функционирующего и развивающегося ОУ. Контроль в условиях инноваций и эксперимента.
  • Сущность и задачи методической работы в ОУ. Основные компоненты методической работы: информационно-аналитический, диагностика профессиональной деятельности, научно-теоретическая и психолого-педагогическая подготовка, наставничество, педагогическое самообразование.
  • Основные формы методической работы: методические советы, предметные методические объединения учителей, творческие группы и др. Методическое обеспечение инновационной работы в образовательном учреждении.
  • Формы повышения квалификации и переподготовки. Исследовательский подход к повышению квалификации учителей в школе.
  • Программно-целевое планирование повышения квалификации работников школы, осуществляемое на основе личных творческих планов.
  • Сущность аттестации педагогических кадров. Порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования. Порядок проведения аттестации в регионе.
  • Требования к квалификации педагогических работников при присвоении им квалификационных категорий. Сущность, структура и компоненты управленческой культуры. Личностная и гуманитарная культура руководителя образовательного учреждения. Имидж, авторитет, интеллигентность руководителя. Лидерство. Стиль делового общения.

 Вопросы к экзамену

  • Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Основные законодательные акты в области образования.
  • Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования.
  • Структура и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации. Анализ противоречий и пробелов в действующем образовательном законодательстве.
  • Правовое закрепление общего статуса образования и его составляющих, их соотношение между собой. Перспективы развития законодательства в области образования.
  • Становление образовательного права. Предмет, источники и структура образовательного права. Международные правовые акты как источники образовательного права.
  • Правовые основы создания информационно-аналитического обеспечения системы образования. Формирование информационных источников. Распространение информации и её использование органами управления образованием различного уровня.Основные положения
  • Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».Права ребенка и формы их правовой защиты. Оказание практической правовой помощи в области социальной защиты, осуществление сотрудничества с органами правопорядка и органами социальной защиты населения. Формы работы с родителями.
  • Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности. Учредительные документы, регистрация образовательных учреждений.
  • Автономия образовательных учреждений. Права и обязанности, ответственность образовательных учреждений. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус.
  • Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией.
  • Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом.
  • Нормативно–правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования.
  • Правовое регулирование отношений в сфере общего образования. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования в семье. Правовое регулирование отношений, связанных с образованием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
  • Понятие непрерывного образования. Формы получения непрерывного образования. Особенности реализации общеобразовательных программ дополнительного образования.
  • Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях.
  • Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников.
  • Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования.
  • Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.
  • Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования. Формирование европейского образовательного пространства. Основные правовые акты международного образовательного законодательства: Документы ООН (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.).
  • Документы ЮНЕСКО (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования).
  • Нормативно–правовые акты систем образования стран СНГ. Проблемы соотнесения образовательных систем стран СНГ и Российской образовательной системы.Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации в мировую образовательную систему.
  • Нормативно-правовая поддержка вхождения Российской Федерации в Болонский процесс.
  • Основные задачи и программа модернизации педагогического образования на 2001-2010 г.г. Обновление нормативно-правового, научного и учебно-методического обеспечения педагогического образования.
  • Создание механизмов эффективно и динамично функционирующей системы педагогического образования. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов.
  • Модернизация педагогического образования как основа совершенствования системы общего образования с учетом новых социальных требований к образовательной системе. Обновление структуры и содержания общего образования, использование эффективных методов воспитания и обучения.

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности: учебное пособие: Флинта, 2012 г.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
  3. Ашкеров А. Экспертократия. Управление знаниями: производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма: Европа, 2009 г.

Дополнительная литература

  1. 1. Менеджмент: учебник. Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
  2. 2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

Периодические издания

  1. Философия образования. Издательство: СО РАН, 2011 г.
  2. Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал: Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», 2011 г.
  3. Право и экономика. Издательство: Юстицинформ.
  4. Законодательство и экономика. Издательство: ЗАО «Законодательство и экономика».
  5. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. Издательство Московского университета.
  6. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). Издательство Московского университета.
  7. Муниципальное право.