1 Цели и задачи дисциплины:
Цель курса «Основы профессионального саморазвития педагога» - оказание помощи слушателям в овладении программными знаниями в интересах их эффективного использования в профессиональной деятельности и личной жизни.
Задачи дисциплины
- мировоззренческая – формирование у слушателей мировоззренческих установок о роли и значении учебной дисциплины в жизни и будущей профессиональной деятельности;
- дидактическая – формирование у обучаемых системы знаний и выработка на этой основе умений, необходимых им для успешного решения проблем, связанных с профессиональным саморазвитием педагога;
- развивающая – формирование и развитие у слушателей профессионально ориентированного мышления и поведения, черт и качеств, способствующих успешному решению проблем в сфере профессионального саморазвития педагога;
- самообразовательная - стимулирование самостоятельной заинтересованной познавательной деятельности обучаемых в интересах успешного овладения ими программных положений учебной дисциплины.
2 Требования к результатам освоения дисциплины:
- Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7).
В результате изучения дисциплины слушатель должен:
Знать:
- приемы самосовершенствования, необходимые для успешного решения профессиональных проблем
Уметь:
- решать проблемы, связанные с профессиональным саморазвитием педагога;
- стимулировать самостоятельную заинтересованную познавательную деятельность обучаемых в интересах успешного овладения ими программных положений учебной дисциплины.
Владеть:
- приемами психической саморегуляции
- способами установления отношений с окружающими
- средствами преодоления кризисов в профессиональном саморазвитии.
- приемами и способами анализа и оценки педагогической деятельности
3. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Сущность педагогического мастерства и его структура |
Педагогическая культура воспитателя |
2 |
Педагогическая техника - центральный элемент педагогического |
Общая характеристика педагогической техники воспитателя |
3 |
Становление педагогического мастерства в ходе профессионального саморазвития и самовоспитания |
Формирование педагогического мастерства |
4. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- Личность как саморазвивающаяся система.
- Система отношений личности и их учет в профессиональном саморазвитии.
- Деятельность личности по выработке черт, качеств, способностей.
- Социальная активность личности.
- Социальная реактивность личности
- Саморазвитие личности.
- Самообразование в профессиональной деятельности педагога.
- Самопознание в профессиональном саморазвитии.
- Самооценка педагогом уровня профессионального саморазвития.
- Методы саморазвития педагога.
- Самоутверждение педагога.
- Самоактуализация в профессиональной деятельности педагога.
- Адаптационная модель саморазвития педагога.
- Модель профессионального развития педагога.
- Самодостаточный тип педагога.
- Самоактуализирующийся тип педагога.
- Условия профессионального саморазвития педагога.
- Трудности педагога на пути его профессионального саморазвития.
- Процесс деятельности педагога по профессиональному саморазвитию .
- Кризисы профессионального саморазвития педагога.
- Рефлексия и саморефлексия в профессиональном саморазвитии педагога.
- Формирование педагогического мастерства.
- Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога.
- Диагностика профессионального саморазвития педагога.
- Самооценка педагогом профессионального саморазвития.