1 Цели и задачи дисциплины:

Цель курса «Основы профессионального саморазвития педагога» -  оказание помощи слушателям в овладении программными знаниями в интересах их эффективного использования в профессиональной деятельности и личной жизни.

Задачи дисциплины

  •  мировоззренческая – формирование у слушателей мировоззренческих установок о роли и значении учебной дисциплины в жизни и будущей профессиональной деятельности;
  • дидактическая – формирование у обучаемых системы знаний и выработка на этой основе умений, необходимых им для успешного решения проблем, связанных с профессиональным саморазвитием педагога;
  • развивающая – формирование и развитие у слушателей профессионально ориентированного мышления и поведения, черт и качеств,  способствующих успешному решению проблем в сфере профессионального  саморазвития педагога;
  • самообразовательная - стимулирование самостоятельной  заинтересованной познавательной деятельности обучаемых в интересах успешного овладения ими программных положений учебной дисциплины.

 2 Требования к результатам освоения дисциплины:

  • Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  • способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
  • способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
  • способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7).

В результате изучения дисциплины слушатель должен:

              Знать:

  • приемы самосовершенствования, необходимые для успешного решения профессиональных проблем

 Уметь:

  • решать проблемы, связанные с профессиональным саморазвитием педагога;
  • стимулировать самостоятельную заинтересованную познавательную деятельность обучаемых в интересах успешного овладения ими программных положений учебной дисциплины.

Владеть:

  • приемами психической саморегуляции
  • способами установления отношений с окружающими
  • средствами преодоления кризисов в профессиональном  саморазвитии.
  • приемами и способами анализа и оценки педагогической деятельности

3. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Сущность педагогического  мастерства и его структура

Педагогическая культура  воспитателя
Понятие педагогической культуры.     Сущность и структура педагогической культуры  специалиста.  Взаимосвязь педагогической культуры с общей,  профессиональной и методологической культурой человека. Структура педагогической культуры воспитателя.  Личностный компонент  педагогической культуры.
Педагогическое мастерство – центральный компонент  педагогической   культуры        
Понятие о педагогическом мастерстве и его роли в  деятельности воспитателя.   Педагогическое мастерство как самоорганизующаяся  система в структуре личности. Гуманистическая личностно-ориентированная направленность  деятельности педагога как системообразующий фактор. К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский о критериях и значении педагогического мастерства.
Научные основы  педагогического мастерства воспитателя
Основные  подходы  к пониманию педагогического мастерства (личностный, деятельностный,  социальный или их сочетание).  Объекты и субъекты педагогического мастерства. Взаимосвязь  мастерства и профессионализма.  Структура педагогического мастерства (специальные и профессиональные  знания, личностные и профессионально  значимые качества,   педагогические способности, умения и навыки   осуществления учебно-воспитательной деятельности) и их характеристика.

2

Педагогическая техника - центральный элемент  педагогического
мастерства

Общая характеристика педагогической  техники  воспитателя
Педагогическая техника: сущность, структура, виды, содержание. Функции  педагогической техники.   Классификация групп педагогической техники.  Педагогические  задачи и педагогическая техника.  Педагогический  процесс как совокупность технологических  приемов.
Индивидуальный  стиль  воспитателя и его  проявление в    педагогической  технике
Педагогический такт  и его характеристика. Особенности поведения учителя. Способы саморегуляции   личности  педагога.  Профессиональный имидж  воспитателя - мастера. Внешний вид учителя.
Особенности применения педагогической  техники в процессе  урока   
Подготовка учителя к уроку. Особенности построения и методики. Способы руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся. Культура педагогического труда учителя как отражение высокого уровня организуемой педагогом деятельности.
Атмосфера урока как  устойчивый эмоциональный настрой учащихся: переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям. Способы  регуляции психического состояния класса.

3

Становление педагогического мастерства в ходе профессионального саморазвития и самовоспитания

Формирование педагогического мастерства
Сущность педагогического мастерства и его слагаемые. Процесс формирования педагогического мастерства. Принципы и методы формирования педагогического мастерства. Условия эффективного саморазвития педагога в процессе формирования педагогического мастерства.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности
Понятие индивидуального стиля деятельности личности. Индивидуально-типологические особенности личности. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.
Диагностика профессионального саморазвития педагога
Сущность и содержание диагностики   профессионального саморазвития педагога. Анализ и оценка педагогической деятельности. Критерии и методы диагностики результата и процесса профессионального саморазвития педагога. Самоанализ профессионального саморазвития в деятельности педагога.

 

4. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  • Личность как саморазвивающаяся система.
  • Система отношений личности и их учет в профессиональном саморазвитии.
  • Деятельность личности по выработке черт, качеств, способностей.
  • Социальная активность личности.
  • Социальная реактивность личности
  • Саморазвитие личности.
  • Самообразование в профессиональной деятельности педагога.
  • Самопознание в профессиональном саморазвитии.
  • Самооценка педагогом уровня профессионального саморазвития.
  • Методы саморазвития педагога.
  • Самоутверждение педагога.
  • Самоактуализация в профессиональной деятельности педагога.
  • Адаптационная модель саморазвития педагога.
  • Модель профессионального развития педагога.
  • Самодостаточный тип педагога.
  • Самоактуализирующийся тип педагога.
  • Условия профессионального саморазвития педагога.
  • Трудности педагога на пути его профессионального саморазвития.
  • Процесс деятельности педагога по профессиональному саморазвитию .
  • Кризисы профессионального саморазвития педагога.
  • Рефлексия и саморефлексия в профессиональном саморазвитии  педагога.
  • Формирование педагогического мастерства.
  • Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога.
  • Диагностика профессионального саморазвития педагога.
  • Самооценка педагогом профессионального саморазвития.