1 Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины - формирование знаний об особенностях основной образовательной программы дошкольного образования и умений реализовывать ее.
Задачи дисциплины:
- изучение основ теории моделирования, основанной на формально-конструктивном определении модели;
- выделение основных типов моделей образовательных программ;
- раскрытие технологии создания образовательной программы и технологии ее реализации;
- формирование теоретических навыков моделирования образовательной программы;
- формирование опыта практической деятельности по разработке фрагмента образовательной программы.
2 Требования к результатам освоения дисциплин
Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- методологию моделирования образовательных программ;
- основные понятия и процедуры технологии моделирования образовательных программ как прикладной части педагогической деятельности, преобразующей положения теории обучения в процедурные рекомендации;
- способы моделирования образовательных программ;
- теоретические основы построения современных образовательных программ и перспективные направления их развития;
- методологию формирования целей образования (целей норм и целей идеалов) на основе системного анализа факторов, определяющих требования к образовательной системе;
уметь:
- ориентироваться в особенностях и условиях реализации технологического подхода к совершенствованию обучения и моделирования образовательных программ;
- определять специфику своей научно-предметной области, обусловливающую критерии выбора соответствующих элементов образовательных программ;
- использовать знания по моделированию образовательных программ для решения профессиональных задач;
- проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
- разрабатывать и внедрять современные образовательные программы с целью активного творческого преподавания конкретных дисциплин;
владеть:
- способами применения современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
- аналитическими и исследовательскими умениями;
- формами и методами научного познания, методами поиска, обработки и использования научной информации.
3. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Содержание Федеральных государственных требований к основной |
Нормативные правовые документы, регламентирующие структуру и содержание ООП ДОУ |
2 |
Структура основной образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений |
Назначение образовательной программы |
3 |
Разработка основной образовательной программы дошкольного образования |
Этапы подготовки образовательной программы |
4. Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы
- Анализ содержания и задач ФГОС.
- Переход на стандарты 3 поколения: основные различия образовательных стандартов 2-го и 3-го поколения с точки зрения проектирования ООП.
- Процедура внесений изменений в учебный план и образовательные программы.
- Системный подход к внедрению и апробации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения.
- Субъекты реализации основных образовательных программ дошкольных образовательных учреждений и контроля за их внедрением.
- Требования при разработке образовательных программ к кадровому обеспечению; к материально-техническому обеспечению; к учебно-материальному обеспечению; к медико-социальному обеспечению; к информационно-методическому обеспечению; к психолого-педагогическому обеспечению; к финансовому обеспечению.
- Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в образовательной программе.
- Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании.
- Педагогические технологии, способствующие развитию профессионального творчества.
- Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения.
- Образовательная программа и программа развития.
- Образовательная программа и программа экспериментальной работы.
- Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.
- Особенности организации воспитательно-образовательного процесса.
- Критерии и показатели реализации образовательной программы.
- Совместная деятельность членов педагогического коллектива по разработке «модели» выпускника своего дошкольного образовательного учреждения.
- Структура образовательной программы ДОУ
- Проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения за 3 года;
- Цели и задачи по четырем сферам развития ребенка;
- Учебный план;
- Режим дня;
- Управление реализацией образовательной программы;
- План реализации образовательной программы на 5 лет
- Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
- Структура и содержание части Программы, формируемой участниками образовательного процесса:
- Комплексные программы дошкольного образования: программа «Радуга», Программа воспитания и обучения в детском саду, «Из детства – в отрочество», «Детство», «Успех»
- Проработка основных нормативных документов, основополагающих для разработки образовательной программы и общей концепции развития дошкольного образовательного учреждения
- Этап разработки проекта образовательной программы, ее экспертная оценка.
- Общий алгоритм построения рабочей программы.
- Календарно-тематическое планирование.
- Требования к техническому оформлению программы
- Выявление и оценка уровня достижений ребёнком в социально-личностном, познавательно-речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии
- Задачи и функции мониторинга.
- Наблюдение за проявлениями ребенка в разных видах деятельности и педагогических ситуациях,
- Метод экспертной оценки,
- Формы организации мониторинга: тетрадь индивидуальных встреч; «паспорт здоровья»; диагностические карты, аналитические листы; карты готовности детей к школе.
- Интегративные качества ребенка, как результат освоения Программы.
- Требования к результатам освоения программы.