1 Цели и задачи дисциплины:

Цель - познакомить слушателей с основными направлениями методической работы в ДОУ, ее видами и современными организационными формами, формирование системы знаний об организации работы старшего воспитателя (методиста, заместителя заведующего по учебно-воспитательной и методической работе) об основных видах деятельности и организации контроля

Задачи дисциплины:

  • сформировать у слушателей теоретические знания:   о сущности и содержании методической работы в ДОУ; о направлениях методической работы в ДОУ; об организации опытно-экспериментальной работы в ДОУ; о проведении мониторинга в ДОУ;
  • сформировать умения оценивать, анализировать и прогнозировать явления педагогического процесса в ДОУ;
  • сформировать умения анализировать и объяснять применяемые управленческие решения, используемые в работе методиста.

2 Требования к результатам освоения дисциплины:

  •  Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
  • готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
  • готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК – 13);
  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОК – 4);
  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК – 2);
  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК – 4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • организацию методической работы в ДОУ;
  • методы и приемы организации и руководства коллективом дошкольных работников; формирование профессионального мастерства; организационно-методических умений;
  • основы теории управления и менеджмента; психологию управления; правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей, техники безопасности и противопожарной защиты.
  • виды и формы методической работы; основные направления в деятельности старшего воспитателя (заместителя заведующего по УМР),

уметь:

  • планировать, организовывать и осуществлять методическую работу в ДОУ;
  • проводить анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ;

владеть:

  • основами методической работы при взаимодействии с педагогическими кадрами ДОУ;
  • умениями выбирать эффективную стратегию, ставить цели и задачи развития методической службы; планировать учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

3. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

  •  

Система методической работы в дошкольном образовательном учреждении

Цель и задачи методической работы  в дошкольном образовательном учреждении. Системность, цель и задачи методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Направления методической работы в ДОУ: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое.
Этапы методической работы в ДОУ
Последовательные этапы методической работы в ДОУ: теоретический, методический, практический, аналитический. Дифференциация методической работы как критерий ее эффективности

  •  

Методическая работа в  ДОУ

Методическая работа в детском саду
Виды методической работы в ДОУ и формы ее организации. Регулирование взаимоотношений между специалистами ДОУ. Создание психологического микроклимата в коллективе. Создание условий для самореализации и профессионального роста кадров.
Проектирование учебно-воспитательной работы ДОУ.
Проектирование учебно-воспитательной работы всего ДОУ и каждого педаго­га, специалиста; моделирование педагогической деятельности коллектива; корректировка образовательного процесса в ДОУ; анализ педагогической деятельности; контроль за планированием, ходом, корректировкой образовательного процес­са.
Виды планирования в ДОУ.
Значение видов планирования. Календарное и перспективное планирование работы специалистами. Месячное планирование работы всего ДОУ. Годовое планирование работы в ДОУ. Структура годового плана. Основные разделы, их содержание.

  •     

Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении

 

Функции организации методической работы в ДОУ
Функции организации методической работы в ДОУ: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-корректирующая.
Формы организации методической работы в ДОУ
Формы организации методической работы в ДОУ: групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические вы­ставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы педа­гогов, брифинги, дискуссии)  и инди­видуальные (самообразование, консультации, собеседования, стажировки, на­ставничество).

4

Педагогическое обеспечение методической работы в дошкольном образовательном учреждении

 

Повышение квалификации педагогов ДОУ
Работа в учреждении по повышению квалификации педагогов. Создание пространственно-предметной среды в ДОУ. Методический кабинет - центр педагогической деятельности всего ДОУ. Материально - техническая база для детских групп и кабинетов специали­стов.
Совершенствование форм методической работы в ДОУ. Организация инновационной, проектной деятельности. Работа по подготовке и проведению смотров, конкурсов, конференций. Роль старшего воспитателя.
Старший воспитатель (методист) ДОУ.
Квалификационные требования к методисту. Права и обязанности методиста. Основные направления в деятельности старшего воспитателя ДОУ.

 

4. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  • Цель и задачи методической работы  в дошкольном образовательном учреждении
  • Системность, цель и задачи методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
  • Направления методической работы в ДОУ
  • Этапы методической работы в ДОУ
  • Этапы методической работы в ДОУ.
  • Методическая работа в детском саду
  • Виды методической работы в ДОУ и формы ее организации.
  • Регулирование взаимоотношений между специалистами ДОУ.
  • Создание психологического микроклимата в коллективе.
  • Создание условий для самореализации и профессионального роста кадров.
  • Проектирование учебно-воспитательной работы ДОУ.
  • Проектирование учебно-воспитательной работы всего ДОУ и каждого педаго­га, специалиста.
  • Моделирование педагогической деятельности коллектива;
  • Виды планирования в ДОУ.
  • Значение видов планирования.
  • Календарное и перспективное планирование работы специалистами.
  • Месячное планирование работы всего ДОУ.
  • Годовое планирование работы в ДОУ.
  • Структура годового плана.
  • Основные разделы, их содержание.
  • Функции организации методической работы в ДОУ
  • Функции организации методической работы в ДОУ
  • Формы организации методической работы в ДОУ
  • Формы организации методической работы в ДОУ:
  • Формирование индивидуальных педагогических систем
  • Повышение эффективности управления методической работой
  • факторы повышения эффективности управления методической работой
  • Повышение квалификации педагогов ДОУ
  • Работа в учреждении по повышению квалификации педагогов.
  • Создание пространственно-предметной среды в ДОУ.
  • Методический кабинет - центр педагогической деятельности всего ДОУ.
  • Материально - техническая база для детских групп и кабинетов специали­стов.
  • Совершенствование форм методической работы в ДОУ.
  • Организация инновационной, проектной деятельности.
  • Работа по подготовке и проведению смотров, конкурсов, конференций.
  • Квалификационные требования к методисту.
  • Права и обязанности методиста.
  • Основные направления в деятельности старшего воспитателя ДОУ.