Цель дисциплины
Цель изучения дисциплины заключается в формировании у обучающихся психолого-педагогической культуры, целостного представления о педагогике как совокупности педагогических теорий, развитии способностей самостоятельного мышления и предвидения последствий собственных действий, адекватного оценивания своих возможностей и нахождения оптимальных путей достижения целей педагогической деятельности.
Задачи дисциплины
- ознакомление с основными теоретическими направлениями зарождения и развития педагогической науки в системе гуманитарного знания, методологией педагогической науки и деятельности;
- овладение категориально-понятийным аппаратом и методами исследования современной педагогики;
- усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного (педагогического) процесса, диагностики его хода и результатов;
- изучение основных теорий обучения, воспитания и педагогической деятельности;
- приобретение опыта анализа учебных и профессиональных проблемных ситуаций, организации педагогического общения, разработки и принятия индивидуальных и совместных решений учебно-воспитательных задач, педагогической рефлексии;
- развития навыков и умений будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
- способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);
- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
(ПК-14); - готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).
В результате изучения дисциплины слушатель должен:
знать:
- основные категории и понятия педагогической науки;
- методологические основы и структуру педагогической науки;
- сущность, содержание и основные теории целостного педагогического процесса;
- современные концепции образования личности;
- основные теории обучения, воспитания и педагогической деятельности.
уметь:
- осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие
- внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;
- интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность;
- выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании;
- анализировать, причины, состояние, проблемы и тенденции развития инновационных процессов в современном образовании;
- оценивать ход и результаты модернизации системы образования в Российской Федерации;
- комплексно изучать инициативы государства, общества и граждан, направленные на развитие современного российского образования;
- использовать знания традиционных и инновационных подходов к результатам образования при решении учебных (образовательных) и профессиональных задач;
- осуществлять профессиональное и личностное самообразование, исходя из тенденций и перспектив развития менеджмента инновационными процессами в образовании;
- использовать свои знания, навыки, умения, способности в решении задач инновационной образовательной политики государства и общества в качестве руководителя системы образования на разных уровнях;
владеть:
- способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;
- способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры;
- технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах.
- теоретическими основами инноваций в образовании и менеджмента инновационными процессами в образовании;
- технологическими подходами в решении актуальных проблем выбора имеющихся, проектирования новых, реализации на практике и оценивания эффективности инноваций в образовании;
- основными педагогическими технологиями реализации компетентностного подхода к результатам образования современными методами, формами, приемами, средствами и технологиями управления образовательными (педагогическими) системами.
4. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Педагогика в системе гуманитарного знания и наук о человеке |
Методология педагогической науки. |
2 |
Целостный педагогический процесс. Основные теории обучения и воспитания. |
Педагогический процесс как система и целостное явление. |
3 |
Содержание образования и процесс конструирования образовательных программ |
Содержание образования как средство развития личности. Образовательная программа и процесс ее конструирования. |
5 Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы
- Обоснуйте роль и место педагогики в системе научного знания.
- Покажите связь народной педагогики и педагогической науки.
- Раскройте сущность историзма педагогического знания.
- Дайте историко-культурную типологию педагогики.
- Обоснуйте связь педагогики с другими науками.
- Раскройте философский, конкретно-методологический и общенаучный уровни методологии педагогики.
- Покажите практическое значение методологии педагогической науки.
- Обоснуйте аксиологические основы педагогики в современных условиях.
- Андрагогические основы педагогики.
- Раскройте сущность и значение образования как объекта педагогической науки.
- Обоснуйте предмет педагогики как науки.
- Покажите проявление единства обучения и воспитания в образовании.
- Раскройте структуру современного педагогического знания.
- Дайте определения основным категориям педагогики.
- Раскройте логику и динамику научного педагогического исследования.
- Покажите особенности применения различных методов педагогических исследований.
- Обоснуйте методики научного педагогического исследования.
- Покажите сущность и содержание педагогического процесса как системы и целостного социального явления.
- В чем специфика закономерностей педагогического процесса и как они проявляются на практике?
- Каковы принципы организации педагогического процесса?
- Дайте характеристику обучения в целостном педагогическом процессе.
- Обоснуйте роль и место воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Дайте общую характеристику классно-урочной системы обучения.
- Раскройте методы осуществления целостного педагогического процесса.
- Покажите общее и особенное в процессах социализации и воспитания личности.
- Раскройте содержание основных современных теорий обучения.
- Обоснуйте механизм воспитания и развития личности в педагогическом процессе.
- Назовите факторы, принципы и критерии формирования образовательных программ.
- Каково предназначение Государственных образовательных стандартов?
- В чем сущность учебной программы?