Цель дисциплины

Цель изучения дисциплины заключается в формировании у обучающихся психолого-педагогической культуры, целостного представления о педагогике как совокупности педагогических теорий, развитии способностей самостоятельного мышления и предвидения последствий собственных действий, адекватного оценивания своих возможностей и нахождения оптимальных путей достижения целей педагогической деятельности.

 Задачи дисциплины

  • ознакомление с основными теоретическими направлениями зарождения и развития педагогической науки в системе гуманитарного знания, методологией педагогической науки и деятельности;
  • овладение категориально-понятийным аппаратом и методами исследования современной педагогики;
  • усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного (педагогического) процесса, диагностики его хода и результатов;  
  • изучение основных теорий обучения, воспитания и педагогической деятельности;
  • приобретение опыта анализа учебных и профессиональных проблемных ситуаций, организации педагогического общения, разработки и принятия индивидуальных и совместных решений учебно-воспитательных задач, педагогической рефлексии;
  • развития навыков и умений будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

  •  способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);
  •  способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
  • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
  • готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
    (ПК-14);
  • готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).


В результате изучения дисциплины слушатель должен:

 знать:

  • основные категории и понятия педагогической науки;
  • методологические основы и структуру педагогической науки;
  • сущность, содержание и основные теории целостного педагогического процесса;
  • современные концепции образования личности;
  • основные теории обучения, воспитания и педагогической деятельности.

уметь:

  • осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие
  • внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;
  • интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность;
  • выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании;
  • анализировать, причины, состояние, проблемы и тенденции развития инновационных процессов в современном образовании;
  • оценивать ход и результаты модернизации системы образования в Российской Федерации;
  • комплексно изучать инициативы государства, общества и граждан, направленные на развитие современного российского образования;
  • использовать знания традиционных и инновационных подходов к результатам образования при решении учебных (образовательных) и профессиональных задач;
  • осуществлять профессиональное и личностное самообразование, исходя из тенденций и перспектив развития менеджмента инновационными процессами в образовании;
  • использовать свои знания, навыки, умения, способности в решении задач инновационной образовательной политики государства и общества в качестве руководителя системы образования на разных уровнях;

владеть:

  • способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;
  • способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры;
  • технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах.
  • теоретическими основами инноваций в образовании и менеджмента инновационными процессами в образовании;
  • технологическими подходами в решении актуальных проблем выбора имеющихся, проектирования новых, реализации на практике и оценивания эффективности инноваций в образовании;
  • основными педагогическими технологиями реализации компетентностного подхода к результатам образования современными методами, формами, приемами, средствами и технологиями управления образовательными (педагогическими) системами.

4. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Педагогика в системе гуманитарного знания и наук о человеке

Методология педагогической науки.
Педагогика как отрасль научного знания.
Педагогическая практика и ее отражение в теории. Народная педагогика и педагогическая наука. Ключевые проблемы педагогической науки.
Историзм педагогического знания. Историко-культурная типология педагогики. Педагогика великих цивилизаций Востока. Педагогика Западной цивилизации. Своеобразие российской педагогики.
Связь педагогики с другими науками. Связь педагогики с философией и психологией. Связь педагогики с науками об индивидных свойствах человека. Педагогика и социальные науки.
Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
Философские основания педагогики. Общенаучный уровень методологии педагогики. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
Аксиологические основы педагогики. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей. Образование как общечеловеческая ценность.
Андрагогические основы педагогики. Педагогика и образование взрослых. Специфика обучения и воспитания взрослых. Формы и методы образования взрослых. Технология дистанционного обучения в андрагогике.

2

Целостный педагогический процесс. Основные теории обучения и воспитания.

Педагогический процесс как система и целостное явление.
Понятие о педагогической системе. Общая характеристика системы образования. Сущность педагогического процесса. Основные аспекты целостности педагогического процесса. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
Закономерности и принципы педагогического процесса. Специфика проявления законов диалектики в педагогике. Основной закон педагогического процесса. Педагогические закономерности. Закономерные связи реализации педагогического процесса. Понятие и содержание принципов организации педагогического процесса. Принципы управления деятельностью воспитанников.
Формы и методы педагогического процесса.
Понятие о формах организации педагогического процесса. Общая характеристика классно-урочной системы. Урок - основная форма организации педагогического процесса.
Методы осуществления целостного педагогического процесса. Сущность методов и их классификация. Содержание методов формирования сознания в целостном педагогическом процессе. Методы организации деятельности дошкольников. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения дошкольников.
Развитие личности в педагогическом процессе.
Проблема личности и основные подходы к ее решению. Сущность процесса развития личности. Роль обучения в развитии личности.
Научные концепции развития личности в педагогическом процессе. Возрастосообразность педагогического процесса.
Обучение в целостном педагогическом процессе.
Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции обучения. Движущие силы процесса обучения. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
Современные теории обучения (дидактические концепции). Зарубежные  подходы  к  проблеме  обучения. Теория  познания  и  процесс обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Основные современные подходы к теории обучения.
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Воспитание как специально организованная педагогическая деятельность. Цель и задачи гуманистического воспитания.
Сущность личности в гуманистической концепции воспитания. Тенденции и принципы гуманистического воспитания. Формирование личности в коллективе - ведущая идея гуманистической педагогики.

3

Содержание образования и процесс конструирования образовательных программ

Содержание образования как средство развития личности. Образовательная программа и процесс ее конструирования.
Сущность и исторический характер содержания образования. Теории формирования содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях образования. Образовательные программы и их классификация.
Факторы, детерминирующие формирование образовательных программ. Принципы и критерии отбора содержания образовательных программ.
Государственные образовательные стандарты.
Стандартизация и ее роль в развитии образования. Государственные образовательные стандарты: цель, задачи и содержание.
Содержание общего среднего образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного образования. Новации в сфере образования.

 5 Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы

  • Обоснуйте роль и место педагогики в системе научного знания.
  • Покажите связь народной педагогики и педагогической науки.
  • Раскройте сущность  историзма педагогического знания.
  • Дайте историко-культурную типологию педагогики.
  • Обоснуйте связь педагогики с другими науками.
  • Раскройте философский, конкретно-методологический и общенаучный уровни методологии педагогики.
  • Покажите практическое значение методологии педагогической науки.
  • Обоснуйте аксиологические основы педагогики в современных условиях.
  • Андрагогические основы педагогики.
  • Раскройте сущность и значение образования как объекта педагогической науки.
  • Обоснуйте предмет педагогики как науки.
  • Покажите проявление единства обучения и воспитания в образовании.
  • Раскройте структуру современного педагогического знания.
  • Дайте определения основным категориям педагогики.
  • Раскройте логику и динамику научного педагогического исследования.
  • Покажите особенности применения различных методов педагогических исследований.
  • Обоснуйте методики научного педагогического исследования.
  • Покажите сущность и содержание педагогического процесса как системы и целостного социального явления.
  • В чем специфика закономерностей педагогического процесса и как они проявляются на практике?
  • Каковы принципы организации педагогического процесса?
  • Дайте характеристику обучения в целостном педагогическом процессе.
  • Обоснуйте роль и место воспитания в целостном педагогическом процессе.
  • Дайте общую характеристику классно-урочной системы обучения.
  • Раскройте методы осуществления целостного педагогического процесса.
  • Покажите общее и особенное в процессах социализации и воспитания личности.
  • Раскройте содержание основных современных теорий обучения.
  • Обоснуйте механизм воспитания и развития личности в педагогическом процессе.
  • Назовите факторы, принципы и критерии формирования образовательных программ.
  • Каково предназначение Государственных образовательных стандартов?
  • В чем сущность учебной программы?

АНО ВО «ИНО»
Copyright © 2017 АНО ВО "Институт непрерывного образования"

Адрес: 109542 Москва, Рязанский пр-т., 86/1
E-mailЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел: (495) 748-00-40